Vanexa – Vanexa (1983) И все-таки они не сдержались и ввернули симфонизмы, одним скрипичным махом перечеркнув все достижения стороны «А». Итальянцы, они такие итальянцы, ну что с них взять - европейское образование, их же, европейское просвещение, культур-мультур, короче, полный набор. Их ведь в чемодан не спрячешь, не положишь, всех этих вивальди да россини (смычок им всем в одно место) и прочую чепуху эпохи возрождения, с барокко и романтизмом. Да, селфтайтлный и очень непродолжительный Vanexa оказался коварным альбомом, сундучком с потайным лазом и даже двойным дном, альбомом, начинающимся с боевитых скоростных песен (где-то даже расхлябанных и панковатых) и где хэви-метал (так и подмывает сказать бескомпромиссный) атакует вовсю, ну практически полный атас, как вдруг случается Оно, теперь уже точно бескомпромиссное (и беспощадное) отрезвление, шестиминутный инструментальный ноктюрн (Across The Ruins), где паганини с пуччини вконец попутали здешнего гитареро, притащившего зачем-то в студию родственника-вайолиониста… Вот такие вот дела в Савоне, что в Лигурии, у самого синего моря, что на севере Аппенин. И что прикажите с ними делать?
А как все прекрасно начиналось (Metal City Rockers, Lost War Sons...), скоростной байкерский хэви, переходящий от мотоциклетных аккордов Saxon в безупречную ритмику Judas Priest, гитарные выкрутасы имени Эдди Ван Халена и басовые загогулины, не хуже некоторых куда как более именитых коллег, хэви-метал воистину британской закваски со свеже-хрустящим, почти что живительным звуком, ну прямо как святая вода, и способным воскресить всех усохших, усопших и тоскующих по чудотворным 80-мидесятническим временам, ну а авторами данного звукоинжениринга стали некто Рокко Фиоре и еще парочка малоизвестных сторонних музыкантов, по-настоящему гвардейский стафф. Прямолинейные, но качовые хуки Vanexa заводят с пол-оборота (вот и у меня руки зачесались сразу посвятить им оду), если это действительно первый итальянский хэви-металлический альбом, как отзываются о нем тамошние журналюги (хотя, что в этом случае делать с Vanadium?) – то он и должен быть именно таким и никаким не иначе, ну а как еще расшевелить публику, вскормленную и обуржуазившуюся на ораториях Верди, мазне Тициана и голых гипсовых бабах Микелеанждело, у группы все для этого оказалось в достатке и вуаля, дело в шляпе, то бишь в шлеме, то есть в бандане, короче неважно (альбом, к примеру, занял очень высокое место в голландских чартах, металлических видимо или инди, вряд ли в общенациональных, опередив при этом работы Venom и Raven). И это несмотря на отчасти фоновый вокал, который вполне стыкуется с музыкой и не раздражает (Роб Халфорд без патетики и скриминга, уже почти эл.эй.ганзовец Люьюс, что по имени Фил или даже Гай Сперанца из первой редакции нью-йоркских Riot), ну, типа музыканты лабают в баре, а вокалист где-то там, у задней стенки, у пожарного выхода, стоит, слегка подергиваясь, скромняга, а вы тем временем тянете дриньки, один за другим и вам хорошо (иногда вокалер, кажется, вот-вот превратится в Бона Скотта, слова «rock» и «rock`n`roll» он повторяет через каждый предлог и даже каждое междометие. Что поделать, не срослось с культом Сатаны у этих лигурийцев, всего лишь only rock`n`roll, как завещал великий Мик Джаггер).
Если с первой стороной уже давно все понятно, то сторона «Б» делает ход конем, ибо на ней доминируют среднетемповые номера, любопытное решение, разведение треков подобным образом. Цитирования здесь также встречаются, например, нереально монументальный If You Fear The Pain как дань уважения Теду Ньюдженту и его выдающейся Stronghold, причем Ньюдженту скорее концертному, с его объемным и зхоподобным звуком (вот так традметал и сокрушал потихоньку незатейлевые наскоки простенького НВБХМа). И это не говоря уже про вышеупомянутый Across The Ruins с его партией скрипки, славу богу трек без вокала, так что чистый инструментализм композиции более-менее ее и спасает. Итак, какие выходы мы имеем из сложившейся ситуации, первое - закрыть глаза (и уши) и сделать вид, что ничего не случилось, второе - влепить строгача и поставить на вид и, наконец, третье - похвалить за смелость и новаторство, и которыми, что самое главное, не удалось покалечить альбом. Лично я склоняюсь к третьему варианту, но еще в раздумьях… Ладно, черт с вами, уговорили, симфоническое решение и правду неплохое. Обещаю, лет через десять я заставлю себя полюбить подобное и тогда предложу четвертое (полный одобрямс). Запомнили? Через десять лет на этом же самом месте…
Что можно успеть за 31 минуту? Оказывается многое и итальянцы Vanexa со своим дебютником черт знает какой давности наглядное тому подтверждение.