Tygers Of Pan Tang – Wild Cat (1980) Самое начало 80-х. Загадочное время, все во мраке и окутано дымкой, ничего не видно как в лондонском тумане, где Пикадилли, где Тауэр, не разобрать, все грязные и неряшливые, когда засаленные спутанные волосы прячут лица, а потертые джинсы и дырявые кеды уже трещат от старости, то ли блюзмены возьмут реванш, то ли панки соберут последние силы в кулак и нанесут решающий удар по мелодик-року и диско. И лишь усы Робба Уэйра в состоянии спасти мир тяжелой рок-музыки, вся надежда на них, его усы как опознавательный знак, знак набирающей силу новой волны, но не той, которая New Wave, нет. Это - Британская Металлическая Волна. Это – Tygers Of Pan Tang.
Если вас интересует NWOBHM в первозданно-чистом виде, то едва ли можно найти что-то более подходящее нежели дебютный винил коллектива с северо-востока Англии, Tygers Of Pan Tang, альбом Wild Cat. Гитарные атаки с просушенными буги-риффами, типичный для англичан вокал-недоразумение, но почему-то хорошо гармонирующей с исполняемой музыкой, минимум остаточных явлений от уходящих 70-х и неожиданно классно поставленный саунд, все вместе это выглядит настолько зрело, что не остается и крупицы сомнений - это уже не хард-рок, это уже хэви-метал. Группа на протяжении всего альбома постоянно доказывает, что быть металлической командой не означает быть самой мощной или самой громкой, риффы, вот что главное, они основа и первоисточник всего. Барабаны вместо кувалдного грохота берут техникой, а точнее своей музыкальностью, они не то чтобы особенно сложные, нет, просто интересно подаются, предпочитая витиеватый хай-хэт (Money) или подбираясь к бластбиту (Insanity) и регулярно выстреливая дробью, короткими контрольными очередями (Euthanasia); бас яркий и заметный, весьма мощный (словно звук был снят с концертного шоу), но не похожий на галоп Стива Харриса и иногда даже близкий к солированию (как во вступлении к Killers), игривая такая бас-гитара, напоминающая уже отживший свое и покоящейся на задворках истории серф-рок. В итоге ритм у команды получается фирменным, то гипнотически-убаюкивающий, то кач близкий к рок-н-роллу, и посему гнусаво-скрипучий, пьяненький вокал Джесса Кокса в стиле американцев-глэмстеров Тэйми Дауна (Faster Pussycat) и Фила Льюиса (L.A.Guns) оказывается вполне даже приемлемым. Диск, который часто выглядит младшим братом релизов Saxon, дает более глубокую металлизацию и сложность, риффы геометрически точные и острые как нежный оскал тигра с фронтальнго ковера и очень близкие к знаменитым боевикам Am I Evil? и The Four Horsemen - No Remorse от сами знаете каких исполнителей, наверное, поэтому металликовцы перед записью своего Kill `Em All ориентировалось именно на Tygers, а не на более сочные и хрустящие гитары Биффа Байфорда и его компании. Гитарное солирование на Wild Cat превосходное и просто передовое для NWOBHM, да, нет, вообще для всего хэви-метала, дребезжаще-вибрирующее, с хорошей амплитудой и впечатляющими подвываниями и способное своими шредерскими гаджетами взломать все что угодно, Кирк Хэммет заслушивался ими определенно (Slave to Freedom, Money, Don't Touch Me There), лид-гитара здесь объявляет крестовый поход, джихад и прочие звездные войны всем этим занудным и надоевшим в конец блюзам, уровень Эдди Ван Халена и Шенкера-младшего, ну никак не меньше. По два соляка на композицию это здесь норма, одного раза Уэйру просто недостаточно, ну не может он никак угомониться и в концовки песен запихивает вторые; сами запилы двух типов – хэмметовские и рок-н-рольно-блюзовые, по настроению видимо выбирает.
Первая половина релиза пробирает насквозь, классические боевики один лучшего другого, монументальность, изобретательность, изысканность и позерство одновременно, все в наличие, содержательные композиции даром что лишенные хитовых хуков. Правда крутится все вокруг буквально пары-тройки риффов, так что злоупотребления неизбежны и их появление всего лишь вопрос времени. Середина диска в лице Fireclown и Wild Catz грешит самоповторами, здесь даже инструмент Робба Уэйра несколько блекнет (Кирк понял, что ловить больше нечего и, огорченно вздохнув, ушел к Ларсу и Джеймсу, дослушивать дебютный Diamond Head), и возможно именно поэтому в дальнейшем в группу и приглашался Джон Сайкс (экс-Thin Lizzy) - для оттачивания и мелодизации песен (кстати, именно Джон впоследствии проявил себя соавтором многих вещей Whitesnake образца 87-го года). Но Suzie Smiled и Badger Badger уже выправляют ситуацию, приводя пациента в чувство при помощи глэм-рока и ДефЛеппардовский составляющей, а завершается винил жирнющей точкой, треком Insanity. Скоростной и немного прогрессивный NWOBHM, все тот же фирменный ритм и эхоподобные эффекты, гитары уплотняются и достигают своего пика, нестандартное соло с мелодией и в композицию вворачивается что-то очень знакомое, из репертуара Alan Parsons Project. Еще в начале, на Euthanasia казалось есть что-то подобное, но мысли так отгонялись от этого, ну быть не может, наверняка совпадение, но вот Insanity уже не оставляет сомнений, однозначная перекличка с Парсоновским Lucifer, тонкое и изящное цитирование как безукоризненное завершение лонг-плэя, спродюссированного Крисом Цангаридисом, человеком, с которым начинался метал 80-х и почти что с ним и закончился, альбомом Painkiller, от другого британского коллектива.
Тигр вышел на охоту и без добычи он не останется. И если вы хотите знать, с чего все начиналось тридцать с лишнем лет назад, вы с удовольствием станете его жертвой.