Sepultura – Schizophrenia (1987) И чего бразильцам не хватало для счастья в 80-е, ну вроде все при них было – урожаи бананов и кофе, золотистые пляжи, быстрый Айртон Сенна и куча популярных по всему миру ТВ-сериалов, но они так активно полезли в трэш-метал, для чего? Вопрос непрост, вот и оставим его для последующих поколений музыковедов-металлистов, если таковые еще не переведутся, ну а пока самое время заняться вторым по счету студийником южноамериканцев Sepultura, альбомом, в котором музыкальное содержимое полностью соответствует своим оформительским мелочам. Типично дэтовский логотип группы сразу говорит за себя, дата выхода лонг-плэя, пластинка выходит 30 октября, почти что в канун дня всех Святых, ночь перед которым становится апофеозом разгула темных сил, разумеется, название диска и наконец великолепное интро, навеянное саундтреками Гарри Манфредини из Пятница,13-е и заканчивающееся полным боли ревом (это Джейсону вместо Possessed подсунули Bon Jovi). Разве что с обложкой трэшеры поскромничали, видимо сжалились над томящейся девицей в смирительной кофточке, ведь позади нее можно было соорудить целый хоррор-пантеон, разместив Чужого, Хищника, Кожанное Лицо, акулу-челюсти и голову доктора Хилла из лавкрафтовского Реаниматора.
Калифорнийцы Slayer, неоспоримая икона для всего безумно-быстрого трэша, после сессий своего Reign In Blood с гордостью говорили об урезании риффов и отказе от их частого повторения, так, мол, и результат более впечатляющий и не слишком утомительно для всех, но всего год спустя четверка из Белу-Оризонти опровергла сию сомнительную теорему, прорычав голосом Макса Кавалеры – можно и нужно! И вот уже на фоне Schizophrenia слэйеровский Reign In Blood может показаться аскетичным альбомом, где заботливые руки Рика Рубина излишне аккуратно прошлись по группе и упаковали ее в профессиональный саунд заматеревшей команды, и возможно именно поэтому стерильному царству крови бразильцы предпочли новую психиатрическую лечебницу, где главврач никому не дает спуску, а процедуры идут жестко и без остановок. Доктора здесь, отдадим им должное, весьма квалифицированные, один даже с дипломом каким-то, он тут как раз новенький и недавно зачисленный в штат, Андреас Киссер, вооруженный новейшей циркулярной пилой и знающий как с ней правильно обращаться, поэтому гитарные соло Sepultura образца 87-го отчасти вменяемые и с мелодией, коварно подступающей к границам неоклассики и ведь так еще больнее. Контрастный душ в виде чередования быстро-дэтовых и среднетемповых тестаментовских и раннеметалликовских гитар способствует раздвоению, нет, даже расстроению личности, новейшие препараты «Venom», «Messiah», «Kreator» и «Celtic Frost» отпускаются без рецептов и сносок на побочку (конечно, после такого и будет мерещиться), а утробно-сатанинский рык Кавалеры-старшего, находящегося в состоянии постоянного кататонического возбуждения, пусть и не добирает профмастерства известного немецкого анестезиолога Сабины Классен, но брутален и мстит всем на свете, он напоминает зомбаков из Возвращения живых мертвецов-1, тех самых, что не могли равнодушно смотреть на живых и бросались на них со словами «Мозги! … Мозги!!!». Именно это и делает Schizophrenia, она сразу же бросается на слушателя и безо всяких металликовских компромиссов разделывает его по полной, диск обрушивает шквал риффов, по 4–5 на композицию, разнообразных и весьма изобретательных, рожденных и вправду в каком-то разгоряченно-тропическом бреду, в общем, сам старик Фрейд не определил бы, что за комплексы прячет в себе южноамериканский квартет.
В центре альбома великолепный инструментал с самым что ни на есть подходящим названием – Inquisition Symphony, вот это и есть настоящая Sepultura, зловещая, непредсказуемая, техничная и бесрассудная, с саундом, уже поднянутым относительно дебютника, и выкладками, напоминающих работы голландцев Mandator и калифорнийцев Death Angel, где атмосфера сырого и наглухо закрытого изолятора методично расшатывается на протяжении всей композиции, изолятора, скрывающего в себе все крики и стоны, и стены которого отчаянно пытаются проломить риффы и вырваться на волю... Но это чуть позже, а начинается утренний обход под звуки From The Past Comes The Storms, инквизиторы в джинсах и коже неторопливо переходят от одной палаты к другой, тщательно подбирая инъекции на основе сильнодействующих компонентов (To The Wall) и приводя больных в чувство безудержной гитарной содомией и некрофильской вокальной вакханалией (Escape To The Void), и дело сделано, уже в районе Screams Behind The Shadows благодарные пациенты начинают радостно гукать и пускать слюни. В конце концов, и самих врачей накрывает, Septic Shizo, и они окончательно сходят с ума, септическая зараза поражает мозг, руки трясутся, давление скачет, а пробирки падают и разбиваются, распространяя нереальные флюиды тотального трэшевого заражения. Непродолжительная The Abyss это уже агония, обреченная на неудачу попытка исправить хоть что-то при помощи неоклассической медицины, но уже слишком поздно и наступает развязка, неизбежная и закономерная, композиция R.I.P. Судя по ее концовке на сей шизофренический огонек зачем-то забрели проходящие мимо циркачи, вот какого черта спрашивается? Что ж, виноваты сами, огребли по полной, вот так все и заканчивается, полным рест ин писом, то есть пэйном, как перекошенное лицо той самой девицы с фронтального ковера. Что с ней стало, спрашиваете? Забудьте, ей уже не помочь…
Инфернально-душевный забой из Бразилии, который можно слушать вечно. Приготовились? Итак, скальпель… зажим… трепан…