Rosicrucian – Silence (1991) В самом конце 80-х, когда Metallica стала подбираться к пику славы, а состоявшейся коммерческий успех «… And Justice For All» становился пропуском в высшее музыкальное общество, совладать с искушением и не представить свой вариант звучания калифорнийского трэша оказалось для многих непосильной задачей. Продолжительные с претензиями композиции, гитарные пробуксовки, активная педаль и продуманные соло стали стандартным набором для подобного рода записей, но шведский коллектив Rosicrucian отправил Бэй-Эриа звучание по своей собственной траектории, придав альбому легкий эффект арт-хауса.
Треть, если даже не половина удовольствия от прослушивания диска спрятана в трэш-дэтовом вокале Глина Гримуэйда, о котором однозначно и не скажешь, где он выкладывается на полную катушку и работает на пределе, а где откровенно дурачится. То ли необратимые проблемы с пищеварением преследует фронтмена, вынуждая сытно срыгивать ненужные ноты, разбавляя гроул и вопли, то ли сам Глин на время сессий основательно подружился с бутылкой, ну или все вместе, пьяный дэтовый вокалист, который опьянел настолько, что не в силах разогнать альбом и мучается вечной изжогой. Впрочем, когда главный устает, на помощь мгновенно приходят коллеги по оружию, хотя судя по мощи на подпевках тут задействован целый гарнизон шведских зомби, сокрушающих своей яростью неслабые гитарные риффы. Сомневаться не стоит, все по делу и никакого bullshit как говорят в америке, подобный вокал здесь также уместен как бородатые лесорубы и увядшие официантки неопределенного возраста в захолустном придорожном кафе, группа легко выбивает десять из десяти и попадает точно в цель, как, например, в треке Defy The Oppression, блестящем образце совмещения партий Гримуэйда и собственно музыки.
Вторая треть (сойдемся на этом) приходится на звуковые эффекты и необычные интро, кои в наличие почти в каждой вещи, но мычание неизвестной коровы, присягающей на верность трэшу в The Way Of All Flesh, прямо скажем впечатляет и врезается в память. Ближе к концу трека уже доносятся голоса иных обитателей скандинавских ферм, это наверняка вызвало бурю негодования со стороны местного отделения Гринпис, тем более на буклете отсутствует спасительная надпись «Ни одно животное не пострадало от применения дисторшна», что в высшей степени возмутительно и неполиткорректно. Подобных моментов на диске в избытке, от электронных сэмплов до афрокарибских ритмов с обязательными теленовостями на заднем фоне (ну или пророчеством телепроповедника), но подобные странности резко усиливаются неформатной акустикой, обилием неоклассики и гипнотическим фортепиано, вот здесь-то группа чувствует себя как рыба в воде, пожертвовав ради этого скоростью. Подобный абсурд таковым здесь отнюдь не является, с чувством меры у трэшеров оказался полный порядок, поэтому соперничество испанской гитары и Слэйеровских соло, вконец расстроенного фортепиано из психиатрической лечебницы и вполне бодрого Мальмстина в окружении жирных трэшевых риффов не выглядит неудачной шуткой. Тяжелый Бэй-Эриа боевик Autocratic Faith к примеру вряд ли бы стал чем-то особенным, не будь в нем инструментального прогона с переходом неоклассического шреда в почти такое же эпическое фортепиано и когда все вместе это напоминает музыкальное оформление документальных советских агиток об успехах индустриализации и самоутверждении рабочего класса. Почти дэтовая Do You Know Who You're Crucifying разрезается пополам акустическим брейком и появляющаяся симфоническая оркестровка выглядит так, словно знакомые нам лесорубы, усталые но довольные после кровавой бойни, неожиданно оказались в средневековом замке и озираются в недоумении вокруг старинных канделябров и портретов различных людовиков. Как знать, возможно в этом и кроется причина нездоровья Гримуэйда, и быть может это даже и не изжога, а самый настоящий нервный тик.
Третья и последняя часть Silence это гитарные риффы, чертовски плотные, но отчасти размеренно-вязкие и застревающие в ушах, это закономерно вызовет раздражение у поклонников бескомпромиссного трэша, жаждущих скоростей включенной пилорамы, но таков был выбор группы. А выбор кстати весьма неплохой, альбом балансирует между работами Intruder,Testament,Heathen, не переступая сладж-грувовую черту Еxhorder - Pantera и не пытаясь превзойти Coroner в технотрэшевом совершенстве; что до гитарных соло, то их здесь как в хорошем ресторане, от аперитива до десерта – Мальмстин, Сколник, Фридмен, Хэммет, Ханнеман. Когда группу пробивает на «серьезный» подход, то музыканты рубят сплеча, с удовольствием отсекая все лишнее как, например в Back In The Habit или еще лучше в треке Nothing But Something Remains, настоящем царстве металлических гитар. Ну а частые отступления в сторону придется списать на угрозу ядерного апокалипсиса, который как источник творческого вдохновения для групп 80-х перешел на Silence все границы и как побочный эффект принял форму трэшевой фантасмагории. Правда, ядерная угроза уже давно в прошлом, тем более забыт и коллектив из Вестероса, и без того не снискавший славы, но корову, отдавшую жизнь во имя трэша, мы никогда не забудем. Это уж точно.