Point Blank – Point Blank (1976)
Первый альбом коллектива, открытого менеджером ZZ Top Биллом Хэмом и выпущенный в самый разгар южнорокового бума в США. Тяжеленные до одури буги с мощнейшими гитарами от Point Blank прозвучали в 76-ом как укор несколько легковесному лидеру жанра Lynyrd Skynyrd, по плотности звучания вплотную подобравшись к англичанам Status Quo и Foghat, и даже пожалуй переплюнувшие их, тем более группа полностью отказалась от отполированного саунд-продюсирования и предпочла атаку в лоб как наставленная на фронте винила двустволка. Такое ощущение Бил Хэм прежде чем определиться, в каком же направлении подталкивать дальше ZZ Top, для начала решил размяться на дебютантах из пригорода Далласа, правда сделано это было отнюдь не в одиночку, в качестве тяжелой артиллерии к сессиям был привлечен Терри Маннинг, известный звукоинженер и специалист по тяжелоблюзовым и южнороковым командам, в чьем послужном списке можно заметить трофеи уровня Led Zeppelin, George Thorogood, Molly Hatchet и т.д.
Когда смотришь на обложки и буклеты южных команд всегда удивляет уйма народа, фигурирующего на оных и входящие в их состав (иногда даже девушки попадаются, видимо, любовницы музыкантов, случайно попавшие в кадр), 6-7 человек для тамошних банд обычное явление, чем они там такой толпой занимаются не совсем понятно, но это как раз не относится к Point Blank. Минимализм музыкальный – безо всяких женских госпелов, духовые и скрипки с сельских ярмарок отброшены тем более, все очень строго, минимализм составный – классический квинтетный вариант (вокал, 2 гитары, бас и ударные), все роли четко определены, все при деле, все загружены - вот кредо техасского первенца. С ключевыми треками группа также не стала тянуть, они идут сразу (Free Man, Moving, Wandering) и лишь четвертая знаковая вещь (The Distance) ушла в хвост альбома, вот так пластинка и поделилась напополам – на неожиданно жесткую часть и более привычную южную.
Да, когда слышишь Free Man или Wandering, понимаешь, люди в квинтете подобрались серьезные, здесь нет вокальных гармоний The Outlaws и никаких к черту джазовых импровизаций Allman Brothers, и это даже не народная рок-группа Lynyrd Skynyrd, нет, здесь просто изгои какие–то – увесистая и грохочущая как вагон груженный кирпичами ритм-секция, отчаянно-сдвоенное гитарное солирование, навороченные барабаны и невероятный южный гроул Джона О`Дэниэла. Сдвоенные соло Point Blank - это отдельный разговор, связка Бернс-Дэвис смотрится например ничуть не хуже пары Горхэм-Робертсон (пионерами в части использования двух лид-гитар ряд обозревателей называют именно Thin Lizzy, альбомы Fighting и Jailbreak, и на это в общем-то есть веские основания), но если на фоне общей мягкости саунда ирландцев тамошние гитарные изыски дают мелодик-роковый эффект, то американцы наоборот воспроизводят острорежущие металлические соло 80-х и Free Man в этом отношении просто бесподобна. Wandering пошла еще дальше, блестящая композиция, но уже в рамках хэви, этакий прогрессивный полубоевик-полубаллада (это особенно заметно на фоне последующей Bad Bees – типичный кабацкий рок—н-ролл), с акустикой напоминающей таковую в трэше конца 80-х и с настолько знакомыми ритмическим ходами, что как сказал один человек – «Стив Харрис наверняка слушал этот альбом и не один раз» (ну а сами Пойнтблэнковцы душными техасскими ночами наверняка наслаждались Black Sabbath и Budgie). Когда слушаешь эти вещи задаешься двумя вопросами – 1.Неужели группа сама это придумала, ну не может быть, наверняка содрала у кого-то из великих. 2.Ну почему-же команда в дальнейшем ни разу не использовала фишки Wandering или Moving, а переключившись на более упрощенный и радиоформатный вариант южного рока, принялась его нещадно эксплуатировать, вплоть до самого распада…
Вторая четверка треков конечно же хороша, но все же это сугубо внутрижанровый продукт, не добавляющий в принципе ничего нового, Lone Star Fool например это просто усиленный вариант Lynyrd Skynyrd, ну или те же ZZ Top. Правда если прислушаться повнимательней к That's the Law и особенно к заключительной In This World, то моментами улавливается что-то знакомое, так и есть, это Слэш из Guns`n`Roses, но совсем уж эпизодически и не акцентировано, и солирование уходит в сторону Allman Brothers. И тем не менее, даже с учетом неровностей в подаче материала пластинку можно считать бенефисом южного рока, бенефисом гитарных перестрелок Бернса-Дэвиса, немного буйного Джона О`Дэниэла, молотобойного ритма (Грюэн-Петти), в общем всего, кроме позиций в чартах – альбом приземлился лишь в конце второй сотни. Видимо поэтому Билл Хэм со своими бородато-усатыми подопечными призадумались и отодвинули время выхода Elininator на неопределенный срок. И в самом деле, куда торопиться-то, ведь еще даже и Van Halen не прогремели…