Mystik - Perpetual Being (1994) Второй и последний релиз провинциального американского коллектива, игравшего в стиле пауэр-трэш и сумевшего каким-то образом зацепиться за немецкий лейбл Massacre, ну прямо как в дремучие 80-е, правда в отличие от дебютного The Plot Sickens (1992), получившего звукозаписывающую прописку в Германии, свой второй шанс команда испытывала уже у себя дома, в местной студии, ну это видимо чтобы сэкономить на перелетах. Тоскливая для классического металла середина 90-х ничего хорошего слушателю не сулила, кому же охота отказаться от убойно-размашистого хэви и получить взамен грувасто-музыкальный пресс, сжимающий намертво при помощи палм-мьютинга всю ритмическую изощренность, или экспериментально-экстремальный забой, ставящий под сомнение композиционно-технотрэшевое совершенство конца 80-х (набравший обороты прогрессив-метал не в счет, от него сильно болит голова и пропадает желание). Говоря проще, группе из Кливленда надо было серьезно постараться дабы избежать те же грабли, что подловили Deliverance, Overkill, Wrathchild America и ряд других коллективов, к тому же второй альбом это всегда проверка для молодых и начинающих, ведь на дебютные заимствования часто смотрят вполне снисходительно, с соответствующим похлопыванием по плечу.
Скоростной тяжелый материал с влиянием Metal Church и Flotsam And Jetsam, исполненный Mystik двумя годами ранее, уступил место… И в самом деле, чему же он уступил место? Альбом стал местом серьезных разборок, где калифорнийские риффы в последний раз собрались отстоять свое я и остановить время, а оно, прикрывшись позорными балахонами и полушортами-полубриджами, со злорадной ухмылкой и дерзостью маргинала решило окончательно пустить 80-е под откос (прощай трэш, здравствуй грув!), но на поверку поединок оказался равным и с удачным разменом ударов – чистые бэй-эриевские соло сцепились с косящим в сторону альтернативы вокалом Патрика Хьюза, а классический ритм-энд-саунд барабанов Кенни Истерли стал стеной на пути своеобразно звучащего грува, при этом музыканты, сами и мастерски спродюссировав свою работу, проявили редкостную беспристрастность, в итоге музыке удалось избежать перекосов и прочих перетягиваний одеял в чью-либо сторону.
Смешно сказать, но своей атмосферностью альбом обязан именно изменившейся музыкальной моде – вокалу и гитарным риффам, они депрессивные, как настроение пациента в психиатрической клинике, вокал не хриплый и не высокий, а очень выразительный и с большим желанием подчеркнуть каждую фразу, в нее вкладывается максимум эмоций, без Ансельмовской ненависти, но с гранджевым надрывом Долорес О`Риордан (The Cranberries); что до гитар, то они часто расслабленно-расстроенные, переходящие из пауэрного в сонно-сладжевое состояние и содержащие странноватый блэковский привкус, без ненужного ритмического хаоса, но достаточно чтобы запомниться. Многие песни не удержались и повелись на эту самую атмосферность, они не то чтобы неформатные, скорее легкие и непринужденные даже несмотря на вязкость среднего темпа, словно группа, лишенная всякого давления сверху, была совершенна свободна, но вся импровизация в пределах разумного и не переходящая в устрашающе развернутые композиции, многие темы укладываются в приемлемые 3-4 минуты.
По мере движения к финишу альбом худо-бедно разгоняется и упаковывает свой риффовый магнетизм в более привычные рамки недотрэша (это наш пациент принял транквилизаторы и уверенно пошел на поправку), вот правда до этого еще дожить надо, идущие кряду Born To Be Danged и Buried Alive (треки 3,4) становятся серьезным тестом на грувовую устойчивость, но на деле они в числе лучших вещей альбома, если не зацикливаться на одной скорости конечно, даже жаль что группа не до конца выдержала заданную линию.
В любом случае в обычную штамповку Mystik не сваливается, ну и тем более не гонится за сверхплотным звучанием, то тут то там появляются вставки, похожие на фрагменты из старых голливудских фильмов, есть быстрые вещи с узнаваемым басом команд восточного побережья (да-да, это я про Anthrax и Overkill), даже имеется быстрый грув, жестко припирающий к стенке как латинос с обрезом, что живет на одно пособие, но ратует за политкорректность, а представляющая балладный жанр Here Today Gone Tomorrow тем более не подкачала и акустикой немного напомнила моторхэдовсую Don`t Let Daddy Kiss Me. Даже соло Сколника и пары Пирси-Элтус (Heathen) вкупе с риффами Metal Church не выглядят заезженными, наверное и из-за этого тоже альбом производит впечатление цельного и крепко сбитого. Lords Of The Things как Аэросмитовской кавер это лишний раз подтверждает, он очень удачен и не догадаться что изначально это глэм-хард, выдают только интонации вокала, сначала узнаешь манеру Стивена Тайлера, а потом начинаешь судорожно копаться в памяти и дискографии бостонцев и выискивать эту песню, неужели ихняя вещь? Их и еще как. И вот так весь альбом - проявляя чудеса гибкости Perpetual Being то старательно счищает ржавчину с уже изрядно потускневшего металла 80-х, то не без удовольствия тонет в альтернативных нечистотах рок-музыки 90-х, но ни разу не забывает о главном – о верности старым потертым джинсам и черным кожаным курткам. Как такое возможно, спрашиваете вы? Ну, спрашивать-то не у меня надо, а у музыкантов из Огайо.