Helloise – Cosmogony (1985) Как-то раз, собравшись в гостиничном номере после очередного концертного шоу, участники Helloise обсуждали очертания предстоящего дебютного диска, задача была, прямо скажем, не из легких, какую же британскую команду взять за основу чтобы угодить и нашим и вашим (голландская группа дошла до полуфинала национального конкурса 'De Grote Prijs van Nederland-84, в итоге на музыкантов свалился контракт с могущественным конгломератом WEA, так что было отчего схватиться за голову). Тут в номер ввалился фронтмэн коллектива, Стэн Вербраак, и, увидев пластинки Angel Witch и Saxon, закричал что было силы: «Парни, ну че за дела-то такие? Какой нахрен НВБХМ, на дворе уже 85-й, Бон Джови со дня на день Slippery When Wet начнут писать, а Европа - Final Countdown, ну а мы тут прям как эти…, все в песочнице сидим со своим НВБХМом! Мелодик нужен, мелодик, по-другому этот чертов Биллборд не трахнуть!». «Точно-точно», - одобрительно загудели остальные и, прикончив остатки пива, немедленно принялись за концепцию модернизации ветшающего день ото дня НВБХМ. Сказано – сделано, так появилась на свет формула Helloise - АОРный вокал, гитарные риффы классического хэви, аккуратные сдвоенные соло и такой же чистый звук (раз уж сраный мажорный лэйбл все равно в радиоформат загонит, то пусть, суки, раскошеливаются на хорошую студию).
Рассматривая буклет альбома и видя добродушно-простецкие физиономии голландских парней, сразу понимаешь, особого жескача тут не дождаться, но при всей ожидаемой мелодик-металличности первый трек, титульная Cosmogony, все же способен удивить. Вот ждешь себе какой-нибудь облегченный вариант под Dio (как например у Horizon с ихним Master Of The Game) или быть может даже Деф Леппардовский хард-н-хэви (по образу Highway Chile, что было бы кстати совсем не удивительно, ведь пара музыкантов как раз перебралась в Helloise оттуда), но нет, тут скоростная меланхолия под Bonfire и то ли что-то фирменное в мелодике или что-то павероподобное и со смутными подозрениями на Gamma Ray. Собственно альбом-то и содержит изрядный крен в немецкий металл, сочетая Accept, Fisc, Pretty Maids и наверняка держа в уме пару Dokken-Scorpions, на выходе в итоге получая материал и звучание к которому постепенно подбирались Gravestone, но так и не успели подойти. Почти все песни лонг-плэя содержат огромный коммерческий потенциал, в первую очередь за счет великолепных вокальных линий Вербраака, по-тинэйджерски чистых и звонких и с неуловимо-мимолетной хрипотцей, ну просто коллега-соратник Боба Кэтли из Magnum, наверное именно поэтому использование законов поп-музыки в припевах (особенно в Gates Of Heaven) вызывает именно восторг, а не желание послать группу куда-нибудь подальше, на евровидение. В любом случае реализовано все так, что не страдает традиционно-металлическая основа, гитары остаются упругими и следов плюшевости не несут и идентификация например аксептовских риффов особого труда не составляет; гитарные же соло помимо приятной сдвоенности выделяются очень мягкой подачей неоклассики, она преподносится с таким невероятным вкусом что ни разу не вызовет отторжение даже у тех, у кого малейшее упоминание Мальмстина вызывает изжогу и кислый привкус засохшего гамбургера. Ну и драммер коллектива, обладатель ультракороткой фамилии и которую лучше не трогать, не показывая в принципе ничего сверхъестественного и работая в основном на ритм, он пару раз по-настоящему блеснул тарелками, их цоканье стало бесспорным украшением вещей вроде For A Moment и Gates Of Heaven.
Композиции Cosmogony почти все индивидуальны и легко запоминающиеся, никаких стереотипов, почти что штучный товар, все песни, такое ощущение, бесконечно и до невозможности отшлифовывались в студии (и охота музыкантам было напрягаться, ведь за углом-то бесчисленные кварталы красных фонарей и легализованная трава, брали бы лучше пример с немцев – раз-два и трек готов). В песнях есть все что душе угодно, в одной отдельно взятой могут легко сочетаться среднетемповые моменты, акустика, ускорения ритма и такие же скоростные соло, сюда же запихиваются всякие фишки, будь то Байфордовский рык или металлическое лязганье Twisted Sister и Helix, ну и конечно же обязательный диджейский голос из радио, призывающий всех присоединиться к рок-н-рольному безумию (в 80-е как-то легко обходились без интернетов и мобильников, а вот прошвырнуться на автомобиле по хайвэю и под радио, настроенное на рок-волну, это легко заменяло вышеперечисленное и было отличным времяпрепровождением). Сомнения и смуту сеет лишь второй трек, Broken Hearts, представляющий коммерческий хард-н-хэви, если не сказать тяжелый АОР, нужен ли он здесь, на таком альбоме. Особого отношения к традишнл-хэви он уже не имеет, тем более вслед за ним идет баллада Run A Miles, в общем не совсем верное впечатление об альбоме может сложиться, если не захочется вникать в него до конца. Правда, некоторое поклонники мелодик-рока отмечают именно эту связку, так что трудности перевода с АОРа на язык хэви-метала имеют место быть.
Хитовый традиционный металл и почти топовый альбом? Ну, в 80-е в стране Ван Бастена и Гуллита и не такое случалось …