Grave Digger – The Reaper (1993)
Нравится это кому-то или нет, но середина 90-х стала ренессансом для немецкого металла, не устоявшего десятилетием ранее перед напором американских команд и отошедшего вслед за британцами-НВБХМщиками на вторые-третьи роли, конечно же были Scorpions, но они уже давным-давно перешли в иное измерение, вход в которое простым смертным тевтонцам был строго заказан. Суровые правдорубы-трэшеры с антивоенно-политическими опусами и прочей социалкой и сверкающие в своей жеманно-глэмовой эстетике мелодик-металлисты получили свое и покинули поле брани, но разруха и запустение после музыкального армагеддона 92-го были недолгими, насиженные места живо наводнили маргиналы-мазафакеры, чернушные экстремалы и прочие нойз-дегенераты. Чтобы сразиться со всей этой нечистью пришлось слезать с печей, доставать помятые гитары и погнутые медиаторы, сбривать бороды и сгонять целлюлиты, словом перестраиваться, Grave Digger, они оказались одними из них, первая работа после семи лет простоя, непростое возвращение, которым никак нельзя было посрамить честь немецкого оружия. Время пришло.
Камбэковый альбом дело серьезное, без хорошего вступления здесь делать просто нечего, пришлось повозиться, Tribute To Death, продолжающее традиции интро-ужасов металлических релизов 80-х (Into The Dark Past, Abigail, Animal House, Shizophrenia, Heart Attack и т.д.), самое глубокое и самое мрачное подземелье, скрывающее врата в другую реальность и из которого рвется наружу первородное зло, оно вот-вот обретет свободу и, приняв облик Потрошителя, примется за сбор урожая душ; кем написано интро вопрос также интересный, все желающие могут полистать буклет ну или заглянуть в электронные энциклопедии (сам буклет, между прочим, очень хорошо оформлен и выглядит как исторический экскурс по делам скорбным для начинающего сатаниста). Далее идут песни, не то чтобы сложные, но весьма эффектные в своей подаче, все очень точно рассчитано – сыгранность музыкантов, необходимая степень агрессии, сверххуковые припевы и не менее хуковые барабаны, вбивающие ритмические дюбеля и анкера, к тому же длина многих треков совсем невелика, так что своими риффами они просто не успевают надоесть слушателю. В техническом аспекте альбом также силен, саунд подтянут по самое не хочу, при этом еще нет нынешнего всеобъемлюще плотного звука, ритм-секция в нем не тонет и выглядит живой и подвижной, а саунд барабанов просто великолепен, настоящий, а не тускло-сухой звук, вошедший в моду с подачи альтеров-груверов, наверное, поэтому диск и выглядит как логическое завершение 80-х, а не развитие 90-х.
The Reaper большей частью отталкивается от второго сольника Удо Диркшнайдера (Mean Machine), в основном риффе это очень даже хорошо заметно, вокал тем более оказался под влиянием немецкого гуру и это только на пользу, Болтендаль просто расцвел, если не вторая молодость, так зрелость первая это точно. Пионерские спидовые наскоки в стиле Heart Attack и Headbanging Man отошли в прошлое, ровно как и неуклюжие попытки попасть в поп-металлическую струю, на первый план вышли раскатисто-грохочущие мелодии и переливчато-острые соло, музыка приобрела плотность и солидность джудаспристовского Painkiller, а гитарная мощь Rage и ранних Blind Guardian соединилась в единое целое и зазвучала с пауэр-трэшевой уверенностью Metal Church, командой, что вывела пограничность тяжелых металлических стилей на новые рубежи. Свои рубежи Grave Digger берут уверенно и с первого захода, уже титульно-ураганная Reaper сражает наповал, потерянные семь лет наверстываются моментально, а скоростные и выразительные Shadows Of A Moonless Night и Play Your Game (And Kill) здорово чередуются со среднетемповыми Wedding Day и Legion Of The Lost–II, где первая работает под Dio и американский традиционный метал, что в итоге почти дает японцев Loudness, а вторая целиком и полностью прокладывает мостик в раннее творчество, к небольшим изменениям в тексте оригинала добавилось акцентированное соло, что заставляет сочетать средневековую готику с современной пауэр-балладностью. Кое-где музыканты примеряют более новый грувастый саунд (Under My Flag), это роднит их с интенсивностью Accept образца Objection Overruled, которые наконец-то отошли от поп-лихорадки и стряхнули с себя пыль Диснейленда (через пару лет так заиграют и очнувшиеся от спячки Sinner), а иногда команда сходит с ума по-американски, нотки безумия и неистовости в Spy Of Mas'On чертовски хороши, тем более и в начале трека, тевтонцы, хитро подмигнув, сделают вид, что собираются сплагиатить металликовскую Enter The Sandman. Правда не ясно, почему напрочь отсутствует соляк в песне, то ли глюк какой-то, то ли издержка самопродюссирования, едва ли не единственная на всем диске. Между прочим, Лулис как соло-гитарист вовсе не так безнадежен как некоторые его выставляют, его ванхаленовские скрипы-визги вполне приемлемы, необходимый минимум выполняется, есть и мелодии, ну разве что рок-н-рольно-блюзовые потуги в And The Devil Plays Piano откровенно сомнительны, хотя как оказалось они на счету того самого автора интро; группа, кстати говоря, здесь заодно налегает и на технику грува, до фанка, слава богу, дело не доходит. В общем, коллектив ищет и находит, и если даже финишная Ruler Mr. H станет необязательной, то финальная точка все-таки останется за командой, аутро The Madness Continues, аккуратно перенесенное с главной темы Чарльза Бернстайна из Кошмара на улице вязов. Не килтами же с волынками заканчивать такой альбом, верно?
UDO и Judas Priest протянули руку помощи, Metal Church и прочая калифорния удивленно скосили глаза, а Grave Digger, прежде чем приняться за паверно-шотландские опусы, отдали должок фэнам 80-х.