Foghat - Boogie Motel (1979) К концу 70-х Foghat обнаглели совсем, запущенный конвейер хитов строчил в режиме нон-стоп и не думал давать сбоев, а альбомы стали лепиться по самой что ни на есть бесцеремонной схеме – любовные баллады и задорные боевики, и все, ничего лишнего, остальное побоку; это коснулось и предшествующего Stone Blue, где после дважды платинового концертника душа у четверки из Лондона развернулась вовсю и стало даже позволительным вступать в контру со спецами уровня Эдди Крамера (Led Zeppelin, Jimmy Hendrix, Kiss) и еще больше отросло на обозреваемом Boogie Motel. С другой стороны это ведь и было их главным достоинством – так легко и непринужденно превращать трушное буги в энергичный коммерческий рок и если бы не обильно слайдовая гитара Рода Прайса наши усато-патлатые герои вполне бы могли сойти за уже готовый вариант радиоформатного хард-энд-хэви 80-х, так что в принципе все по делу и честно. Когда группа умеет сочинять такие песни, то лучше просто отойти в сторону и не мешать ей, пусть делают что хотят, да хоть софт-рок в стиле Smokie (Third Time Lucky, Paradise Alley), черт с ним, лишь бы подобное не прекращалось. Музыкантов даже не хочется обвинять в какой-то излишней попсовости, просто здесь подобрались на редкость солнечные люди и спешившие делиться с нами своей жизнерадостностью (подобно Journey или Def Leppard), что-то вроде из серии старой доброй америки, стивенспилберговской или стивенкинговской, когда окружающий тебя мир большой и теплый и в нем в принципе не может случиться ничего плохого (но цены на бензин ого-го какие из-за подлых арабов), короче, сплошной good time rock`n`roll.
Покушаться на лавры прорывного Fool For The City мы так и быть уж не будем и закрепим за ним чемпионский статус, пускай, просто на последующих альбомах группа начала смещать акцент с риффовой части и переносить упор на композиции, местами чертовски стильные, где мелодии и гармонии идеально накладывались на привычные гитарные атаки, фирменный почерк, начавший складываться у фогэтовцев где-то так на диске Energized, окончательно оформился и он, кстати, не имел ничего общего с прочими звездами буги того времени, вроде Status Quo, ZZ Top, Ted Nugent или AC/DC. Некоторые критики-пуристы, конечно же, сильно негодовали за подобное и упорно занижали оценки релизам 76-79 годов, выражая свое чистоплюйское фи и совершенно не понимая какое сокровище им плыло в руки – мелодии мелодиями, но технически квартет был безупречен и это был отнюдь не поп-металлический трень-брень десятилетия позже. При всем АОРном подходе по части вокала команда молотила конкретно, исполняя по паре треков за альбом то, что Джефф Бартон и его соратники спустя пару лет будут гордо именовать НВБХМом и праздник децибел пришелся именно на Boogie Motel, где барабаны-кувалды Роджера Эрла, кажется, поставили своей целью превзойти Джона Бонхэма. Бас-гитара же хоть и менялась в коллективе исправно, но ее блямканье передавалось то ли генетически, то ли связка боссов Пэверетт-Прайс науськивала новичков в правильном направлении, где каждый последующий умудрялся выглядеть лучше предыдущего, Крэйг Макгрегор, например, стал выпячивать бас так, что при всей своей хитовости-напевности группа ритмически стала сопоставима с будущим традиционным металлом, шаг за шагом подбираясь к звучанию 80-х. Короче, по ощущениям новая работа должна была стать рывком на новый уровень и покорением мультиплатиновых вершин, в обложку ведь даже вложились, заменив доселе неказисто-скромные каверы на яркий мультяшный арт в исполнении Джима Бэйки, наследившего во многих известных комиксах типа Судья Дредд или Электрический Воин.
На Boogie Motel музыканты выжали из себя все возможное и невозможное и это заметьте при стахановских темпах выпуска пластинок, строго раз в год, а иногда даже и по две, и откуда что бралось у них, этот газолин при такой высокой инфляции, непонятно. Топовый как обычно уровень песен на этот раз дополнился кучей всяких мелких нюансов вроде элементов кантри, заиканий в стиле Бадди Холли и т.д., хотя нет, с инструментами тут помудрили изрядно, добавив к обычным гитарам американское добро (за счет чего видимо и пошел эффект кантри), а также партии сакса и аккордеона, группа с британским паспортом сделала изящный крен в южный рок. При этом у Прайса стали проявляться признаки новомодной острорежущей пилильни и пошли смутные сомнения, что некоторые доморощенные южане полезли в мэйнстрим именно по музыкальной формуле Foghat (Doc Holliday), да и не только они, даже лайтовые АОРщики REO Speedwagon или будущие глэм-металлисты Quiet Riot/Helix. В общем, все хорошо и даже очень, но как бы сказать поточнее, несколько предсказуемо что ли, ну да, очередной классный кавер (Somebody's Been Sleepin' In My Bed), но с какой-то недостачей некой вишенки на самой вершине винилового тортика, а ведь нам надо, чтобы было супер, а не просто хорошо, мы ведь максималисты и этим супером здесь стал финальный вынос, озаглавленный Nervous Release.
Песня не была реализована синглом и по отзывам слушателей того времени даже толком и по радио не проигрывалось, мне вот тоже, например, ни в одном из интервью с металлистами 80-х не попадались слова о влиянии данной композиции, такие вот превратности судьбы, а между тем Nervous Release достоин отдельного разбора, ибо некоторые и за всю свою карьеру не в состоянии выдать подобное. Песня возможно и справедливо стоит в самой концовке релиза и ее также логично исполнять последним номером на концерте (после чего обязательно сокрушить дорогие музыкальные инструменты и спалить к чертовой матери сцену), но вещам, которые идут до нее, просто не позавидуешь (Love In Motion), ведь так и хочется поскорее перескочить на нее. Nervous Release не просто вызывает закономерные ассоциации с назревающим NWOBHM, здесь все гораздо конкретнее, эта песня как предвестник всего дебютного Diamond Head, ставшего краеугольным камнем новобританской тяжелой волны и до выпуска которого оставался год, песня с металлическим джемованием вместо привычной витиеватой импровизации и грохочущим барабанным брейком, до кучи тут еще и Led Zeppelin слегка подкололи, ушедшими к тому времени то ли в астрал, то ли в софт-блюзовый аутизм, хотя как сказать слегка – Пэверетт так откровенно чванливо поддразнил Планта (так сказать намекнул, что же на самом деле надо было выпускать в 79-м), он, этот Пэверетт, таким затейником-пересмешником оказался да еще и не стеснявшейся иногда при этом петь как последний дворник. И да, конечно, не забудем про наш бас, который здесь вдруг отчетливо стал игриво-хеллоуиновским, как безусловное доказательство межгалактической связи времен и поколений в рок-музыке. Тут даже и не скажешь, кто именно солирует на треке – Эрл, Макгрегор или дуэт гитаристов, просто какая-то групповуха, где все смешалось в одну кучу, но каждый четко знает своей маневр, тотальное бомбометание, после которого с поля боя никто не уйдет живым, на фоне подобного даже Тед Ньюджент выглядел достаточно скромно, а громкие американские буги-рокеры вроде The Godz или The Boyzz жестко отсохнут, песня уровня номинации Грэмми за лучшее рок-исполнение, песня для учебника, и если бы МТВ начинали в 70-х термин «хэдбэнг» однозначно бы возник благодаря этой композиции. Да, возможно эффект неожиданности имеет место быть, все-таки Foghat по жизни выглядели скорее хорошими мальчиками для новогодней или школьной вечеринки, а тут бац вдруг такое, космическое торнадо, пульсирующее и хлесткое и засасывающее в себя все и вся… Ничего не поделаешь, рок-н-ролл это такая штука… он в состоянии переманить любого на Темную Сторону Силы. Даже самого хорошего человека.
Последний классический альбом группы