Exises – Exises (1986) 86-й стал последним годом традиционного метала, определенный коммерческий успех, интерес публики и пристальное внимание крупных лейблов заставляло наращивать мелодику и балластом сбрасывать жестко-риффовую структуру, это стало решающим и определило концовку десятилетия. Не только группы уровня Judas Priest или Iron Maiden, тяжело выдохнув и виновато улыбнувшись, принялись окучивать райско-чартовые кущи, почувствовав момент выплеснулась волна молодых исполнителей, не обремененных НВБХМным наследием и легко освоивших софт-металлическую стезю. Представители Бенилюкса 80-х, голландцы Exises как раз из их числа, вариация на тему мелодичного хэви, коллеги по цеху немцев Bonfire и Gravestone, французов Fisc, итальянцев Skanners, американцев Hawk и Lizzy Borden ну или своих же соотечественников Helloise.
При всех симпатиях к группе из Заандама их одноименный альбом вызывает двоякие чувства, в команде ощущается класс и даже порода, но музыканты при этом постоянно и неуловимо что-то теряют, упуская из вида некие мелочи, из-за чего на статус безусловной и вневременной классики работа немного и не дотягивает. Вроде бы все есть, от техники и мелодий до нестандартных ходов и хорошего саунда, все в духе своего времени, с выведением на первый план ударных и вокала, прямо как на МеталЧерчевском виниле того же года «The Dark», громкие и немного синтетические барабаны дабы подчеркнуть металлизм и стильность и фронтмэн для прорисовки линий мелодий. Франк Лерс, обладатель глубокого, протяжного голоса и смотрящий в сторону заокеанской школы вокала, в нем чувствуется потенциал уровня Майкла Вескеры и Горана Эдмана, но то ли АОРной гибкости ему не достает, не все партии получаются равнозначными, его исполнение становится какай-то мешаниной из Лиззи Бордена, Биффа Байфорда, Дона Доккена и Майкла Свита (Stryper), быть может это и сбивает с толку, а может дело в поддержке хорусов, они здесь как таковые вообще отсутствуют и нисколько не помогают вокалеру. Гитарист немного заигрывается с мелодией и упускает из вида острорежущие запилы (Carry On), некоторые вещи чуть-чуть не доводятся до ума (баллада Stay With Me с харизматичным припевом), а барабаны иногда сваливаются в донельзя упрощенный ритм (Burn The Lights), это обедняет музыку и заставляет морщиться от досады. Мастерство сомнений не вызывает, а незавершенность некая чувствуется.
Плюсов у диска конечно же больше и намного. Это и разнообразие композиций, в которые умело вплетаются партии клавишных, и они кстати не опопсовывают хэви, а делают его серьезным и красивым, да и вообще сама атмосфера релиза в основном грустно-тревожная, не имеющая ничего общего с нынешним хэппи-паверным счастьем. Или гитарный креатив Майкла Зитоффа, просканировав соло-партии которого можно легко обнаружить Тони Макалпина, Блюза Сарацено, Майкла Шенкера и Эдди Ван Халена (продвинутые все-таки личности жили в голландских провинциях), на подобных ходах, например, основана Misunderstood, пожалуй, лучшая композиция альбома и инструментальная Brainstorm, полностью оправдывающая свое название и становящейся главный сюрпризом лонг-плэя. Ходы насколько неожиданные настолько и удачные, тем более в Brainstorm партия клавишных стремительно врывается и в без того насыщенную ритмическую сетку и заставляет на пару секунд вспомнить Rainbow и Дона Эйри, а Misunderstood удачно сочетает пауэр-трэшевые риффы Metallica (пусть и без агрессии) c очень мягкой подачей неоклассики от Тони Макалпина, ну чем не эстетство. Барабаны и тарелки не теряются и создают удачную подстройку для соло-гитары, они идут неразрывной связкой в паре треков, благодаря чему среднетемповая Some Sort Of Freedom из неплохой песни превращается в запоминающуюся, а Misunderstood уже просто блистательной, тем более и Лерс вытянул свои партии на все сто, вот так бы и всегда! Fear For The Night и Carry On, первый и последний номера, несмотря на отдельные нюансы, так здорово выезжают на скоростных техничных гитарах, что вызывают слюни зависти у мелодик-спидовых команд, ну а и сами гитарные риффы Exises являются нечто средним между Accept – Dokken – Ozzy Osbourne, сами понимаете, такая пластинка по определению уже не может быть плохой.
Альбом не до конца использованных возможностей, но даже и в таком виде он подтверждает умение голландцев исполнять классический хэви. И как им это удается?