Excalibur - One Strange Night (1990) Интересно, можно ли британскую команду, полноценно дебютирующую лишь в самом конце 80-х, причислять к ново-тамошней металлической волне? Вопрос скорее из категории праздных и пустопорожне-философских, но куда деваться, если датой формирования йоркширцев под звучным фэнтазийным слоганом Excalibur считается аж 81-й год, когда музыканты, будучи еще школьниками, буквально отсыпались на занятиях и лабораторных после ночных выступлений, что ж, в этом случае, коллектив вписывается в лекалы движения ну практически идеально, новее и моложе для металлической волны и представить себе невозможно, в пятнадцать записывались разве что латиноамериканские монстры наподобие Death Angel (но им-то можно, они там все быстро взрослеют). Ну а то, что от оригинального NWOBHM-звучания у квинтета из Брэдфорда остались рожки да ножки, ну так что ж, издержки производства, с кем не бывает, спасибо, что вообще дотерпели и записались.
Полновесному лонг-плэю предшествовали записи различной степени паршивости и калибра, а также выступления для Би-Би-Си, провокационные обложки, короткие туры в поддержку сбитых летчиков с громкими именами (Uriah Heep), ну и конечно же обидные отказы от звукозаписывающих компаний, включая, между прочим, Jet Records (и куда только Оська Озборн смотрел, вот ведь пропойца, эгоист законченный, нет бы да и подшепнуть женушке-менеджеру), так что тот энтузиазм, которым буквально пропитан One Strange Night вдвойне приятен, донесли-таки до студии, не расплескали мечту по пути. Группа, к сожалению, не предлагает ничего особенного в гитарно-риффовой подготовке, главный минус релиза, ну так, нечто усредненное, уже неоднократно сыгранное по ходу десятилетия и проверенно-надежное, по типу дебютного Fifth Angel, творчества Ronnie James Dio, ну или своих же коллег по британской сцене Demon; так что если здесь и встречается что-то знакомое, как, например, кусок из Iron Maiden (на финально-бонусной Sick And Tired), то, наоборот, становится только радостно от подобного узнавания. Говоря проще, интересных решений на весь альбом не хватает, но бросать камни в адрес этих парней совсем не захочется, высокий профессионализм, приятная и лишенная пошлости мелодика, искренний вокал и вложенный в песни драматизм в динамике плюсов альбому дают гораздо больше.
Молодость музыкантов играет только на руку данной пластинке, ведь таким релизам гораздо проще впитывать в себя все новое, а не черстветь душой и не цепляться за прошлое (подобно Полу Сэмсону), так что One Strange Night отнюдь не выглядит перезрелым альбомом, тоскующем о былом, а, наоборот, пытается соответствовать духу времени – играть технично, играть мелодично, скорее даже делая уклон в мелодик-метал доккеновской этиологии. С другой стороны бессонная юность и НВБХМная совесть не позволили группе скатиться в какой-нибудь пойзоно-уоррантовский моветон, баллада Carole Ann, например, вышла очень даже красивой, прекрасный образец романтики, причем именно штатовской, британцы, вдоволь натренировавшись на использовании акустики в минорных боевиках, данный медляк выстроили почти целиком на ней и которую по делу реализовали синглом, превосходный точечный удар (поэтому некоторые ее сразу и сравнивают с Bon Jovi, хотя на самом деле она гораздо ближе к блюзовым или южноватым коллективам, как-то Guns N`Roses, Every Mother`s Nightmare или даже суровым парням из Skid Row). Большинство песен у команды получились, ускоренно-энергичные так все, КПД диска на выходе оказался вполне на уровне, тем более почти весь материал пластинки оказался новым, по крайней мере, из ранее сочиненного и выпущенного командой здесь повстречалась всего лишь одна вещь. Что было дальше? Дальше группа распалась, так бывает. Мечта сбылась – ее употребили.
Использовавшие свой шанс.