Coroner – Mental Vortex (1991)
Говорят, поэты, художники, лицедеи и прочие деятели искусства должны быть голодными, дескать, так лучше работается, мысли сытые на полный желудок не отвлекают и голова занята лишь вечностью, что ж, в этом случае технотрэшеры Coroner к моменту записи Mental Vortex подходили уже на грани полного истощения – альбомы один лучше другого, но финансовой отдачи никакой, с персональными выставками также не срасталось, ладно хоть краски с холстом и мольбертом, т.е. студия с инструментами, оказывались вполне сносными, да еще и с главным корректором начало фартить (Том Моррис из столицы дэта, солнечно-флоридской Тампы). Может показаться, что материал швейцарцев на новом релизе несколько упростился, но это разве что только формально и даже скорее обманчиво, просто переходы между музыкальными темами стали более мягкими и плавными, судороги и лавкрафтовское безумие прежних работ отошли в сторону и потеснились атмосферой готического фатализма и неизбежного зла, но зла не того, что мрачнее мрачного, как самое глубокое подземелье ада, а зла, не лишенного лоска, обаяния и галантности (битловский кавер I Want You), зла, способного пофилософствовать (Divine Step и Metamorphosis), дать мнимую надежду (Semtex Revolution) и одновременно насладиться моментом безоговорочности своей победы (Pale Sister), хотя зло ли это первозданное или все-таки метафизическое, пороки, слабости и страхи рода человеческого и т.д. или все вместе, могут прояснить только тексты песен. В любом случае Mental Vortex не имеет ничего общего ни со слэйеровским сатанизмом и не ровняется на модный (читай актуальный) на тот момент металликовско-адалтный трэш, скромный гроулинг Рона Ройса, иногда выглядящий как недоскриминг, как частое напоминание о селтикфростовских корнях группы, постепенно развившихся в интеллектуально-трэшевые вершки, и где ускоренный темп и харизматично-основательные и очень черные гитарные риффы (Celtic Frost, Black Sabbath), на этот раз понятные для всех и вся, методично прессуют и утюжат слушателя, а саунд, не оставляющий даже малюсенькой щелочки для упрека и достигающий здесь своего апофеоза, только этому способствует, саунд, он, да, здесь такой, экстра-класса, чего только стоят шквально-децибельные барабаны-гвозди.
Mental Vortex на выходе оказался очень даже гармоничным альбомом, что не всегда присуще технокомандам, релиз удачно сочетает мрачность основных мотивов и светло-печальные мелодии, тяготеющие к мягким линиям Фридмена-Сколника; и это, заметьте, совершенно не в ущерб язвительности или выразительности, точнее даже блэкушному пафосу, большего трэшака в начале 90-х и представить себе невозможно, и выглядит диск в итоге более совершенной версией предшествующего и очень раскаченного No More Color (1989), который будучи несколько укороченным и минималистическим (34 минуты), теперь наконец, два года спустя, приобрел-таки законченный вид. Да, музыканты возможно слегка лишнего помусолили риффы и растянули треки, в особенности это касается каверной вещи, дань моде не иначе, что ж, так требовала зрелость жанра, находившегося на тот момент на пике своего креатива, акустика, сэмплы, спец.эффекты, все как положено, разве что джаза, который так почему-то любят приписывать Coroner, здесь особливо-то и нет. Оно и понятно, о природе зла можно рассуждать только на языке трэша.
Mental Vortex - трэш как искусство и как гуманизм зла.
