Cutty Sark - Die Tonight (1984) Когда со страниц буклета немецкой хэви-металлической формации середины 80-х на тебя смотрят крепкие мужики, бородато-усатые, в чем-то даже хипповатые и совсем непохожие на молодых да раскудрявых, ту поросль, что, дебютировав в тот же самый период, привнесла с собой в тяжелую музыку спид-металлический взрыв, то можно смело заподозрить, что с этой командой будет не все так просто и с ней случится нечто большее, нежели очередная оголтелая смесь Accept/Judas Priest и очередная полуобнаженная девушка в цепях, что на фронтальном ковере винила. Наверняка там музыканты прихватили с собой кое-что из дремучих 70-х и так оно собственно и оказывается, нечасто ныне вспоминаемые Cutty Sark, очередной тевтонский коллектив из Северной Рейн-Вестфалии, неисчерпаемой кузницы кадров для западногерманской металлической сцены, коллектив типично-нетипичный для тамошней среды, ну, значит, точно стоит на них задержаться.
Типичны Cutty Sark оттого, что с истинно немецкой составляющей у них полный порядок, скорость и интенсивность и все в необходимых пропорциях, а нетипичность их в сверхтщательном выстраивании саунда и очень бережном отношении к композициям, вестфальцы, не делая ставку на емкие предсказуемые боевики, где надо хитуют и упрощают, где надо, наоборот, усложняют, ну а если ситуация с интуицией того подсказывают, то выдвигают на первые роли мистицизм и загадочность, причем, заметьте, безо всякой нудистики или уж тем более там прога. Иногда складывается впечатление, что у этих тевтонов все получается легко и само собой, даже слишком, зависть берет - все гармонично, ударно и ничего лишнего, кажется, сделано все абсолютно правильно и по-другому сыграть здесь даже и не получится. Даже явственно содранные куски из джудаспристовской Night Comes Down выглядят уместно и по делу, так уверенно сдирать могут только серьезные музыканты, а в серьезности намерений Cutty Sark нет никаких сомнений, группа играет мускулистый классический хэви, совершенно не замыкаясь на германских (европейских) музыкально-металлических ценностях. Команда смело использует ходы из NWOBHM, вплоть до ритмов рок-н-ролла, а гитарист Уве Коссманн так еще смелее, обращаясь к Теду Ньюдженту, пусть пресса того времени и сравнивала его с Шенкером-младшим, из-за мелодичного инструментала October Holidays видимо, хотя, конечно же, не только из-за него. Причем как неожиданно выясняется, оно, в смысле тедньюджентовское, не просто близко к музыкальному кредо Judas Priest, но и в состоянии безболезненно подменить британцев в аксептово-пристовских штампах (Hands Up), не сразу и припомнишь подобное, тем паче на Down And Out мелькнет еще и Эдди Ван Хален (оно и правильно, Теду с ним веселее будет).
Как и Scorpions несколькими годами ранее Cutty Sark не удастся пройти мимо блэксэббатовского наследия, с которым опять-таки не задалось у подавляющего большинства истинных арийцев, тягучие риффы и менестрельская акустика (Die Tonight, Vultures In The Air), к тому же и вокалист им здесь явно в помощь, Конни Шмитт, вовсю нагнетающий саспенс. Впрочем, петь Конни также умеет, накрывая вокалом будь здоров, хотя и непростое сочетание эпика, излишка небанальных для традметала мелодий и надрывного фальцета может заставить крепко понервничать, крепились парни, как могли, крепились, но соблазн кислотного трипа в помпезно-ушедшее прошлое, а точнее в расклешенную юность из 70-х – штука серьезная. В коллективе все оказались при деле, басист умело заполняет ритмическое пространство, ударник внедряет ноу-хау и весьма активно причем, то бишь педаль, поскромничал Конни в буклете, поскромничал, говоря о предпочтениях Коссманна (Jimmy Hendrix, Led Zeppelin, Deep Purple, Black Sabbath), хороший вкус оказался у всего вестфальского квартета, не говоря уже про денщиков этих немецких богатырей, сверхобъемный звук (3D… 4D… 5D… кто больше), в который особенно приятно погружаться при прослушивании релиза в наушниках. Сочетание британско-риффовых древностей и выверенных блитцкриговских атак, мелодика и саунд с самой передовой и вокал, что покоробит и не один даже раз, продолжительные композиции, но с весьма весомым наполнением, команда вроде бы для сугубо клубной сцены, но способная привлечь внимание всех и каждого, какой-то незатертой своей металлической свежестью, - все это делает Die Tonight заметным явлением даже в 84-м, времени самого расцвета традиционного хэви… Вот я и говорю - типично-нетипичные тевтоны…