Artch – Another Return (1988) Attachment:
Artch-88 500.jpg
Не очень-то мне хотелось приниматься за этот релиз, альбом, несмотря на излюбленность представленной стилистики, почти всегда оставляет какое-то неуловимое разочарование, но в Норвегии в 80-е было так мало тяжелых исполнителей, что выбирать особо и не из чего, Artch так Artch (скандинавская страна на тот момент так прочно увязла в АОРе, что металлические команды выбирались на свет божий из своего фьордового андерграунда крайне неохотно). Больше всего Another Return напоминает кроссворд, в котором только и приходится отгадывать мастерски преподнесенные риффы или мелодику известных групп, их так много, а своего так мало, что группе из Сарпсборга впору претендовать на звание лучшего металлического трибъют-коллектива своего времени. Все предпосылки для этого есть – узнаваемый вокал, превосходная инструментальная сыгранность музыкантов (кажется, все они способны вписаться в состав любого из титанов 80-х) и передовое саунд-продюссирование словно норвежцы первыми рискнули перейти на цифровую обработку звука. Многие песни альбома так или иначе завязаны на классическом хэви в лице Iron Maiden, но не в виде их прямого копирования, а наоборот, наглядно показывая (как в замедленной съемке) все нюансы превращения британских риффов в тяжелый американо-пауэрный вариант, будто с чей-то подачи по норвежскому ТВ запустили научно-популярную программу, где музыканты, стоя у макета с план-схемой, тщательно разъясняют все необходимые условия синтеза хэви-метала путем физических метаморфоз дисторшна, где пауэрные диффузии и традиционная термодинамика протекают в строгом соответствие с законом Дикинсона-Вандерхуфа.
Ходить вокруг да около долго не приходиться, идущая первой Another Return To Church Hill это молекулярно чистый, без посторонних примесей и по-настоящему тяжелый метал, взращенный в лучших британских заповедниках, но традиционная основа уже трещит по всем швам под натиском спрессованных US Power-ных гитар, а вокал под Брюса Дикинсона ясно дает понять как могли бы звучать Iron Maiden на No Prayer For The Dying если бы группа не сопротивлялись тогдашней пауэр-трэшевой моде. Второе пришествие Iron Maiden выглядит не менее эффектно и происходит на треке Metal Life, на нем доминирует один из самых красивых тяжелых риффов 80-х, тот, что Metallica использовала на The Four Horsemen (ну и он же на Am I Evil? у Diamond Head, он же неоднократно у Budgie в середине 70-х и т.д.), вкупе с размашистым соло и акустическим брейком это становится одним из лучших моментов всего диска. Частичный возврат к хард-роковой основе заметен на Loaded, здесь сочетаются гитарные позывные Queensryche и ходы из Ronnie James Dio, еще одна удачная находка альбома, а вот откровенно Металликовские гитары, взятые из концовки Fade To Black и растиражированные на балладе Where I Go, уже вызывают недоумение. Недоумение вызывает и странный дефицит вокальных хуков в припевах ряда песен, да собственно и припевы как таковые иногда вообще отсутствуют, будто Эрик Хоук чего-то стесняется и уходит прочь от микрофонной стойки. Серия из 3-х песен кряду начиная с The Promised Land – решающая при итоговом восприятии диска, одновременно выразительные (припевы наконец раскручиваются более-менее), но одновременно с кучей самоповторяющихся аккордов, группа здесь так резко упирается в связку Queensryche - Metal Church и ни шагу в сторону, что альбом на этом по сути заканчивается. Выступающая как побочный эффект Reincarnation (из-за немецкого привкуса) уже ничего изменить не может, хотя и пытается напоследок разогнать музыку по формуле Blind Guardian - Angel Dust, но уже слишком поздно и ставки на корифеев жанра сделаны, а желание импровизации, если таковое и было, отступило перед боязнью ошибиться.
Стерильный хэви-метал, стремящейся понравиться всем и вся, мне он тоже очень даже, но постепенно вся эта среднетемповая рафинированность начинает утомлять и уже хочется чего-то по-американски дуболомное вроде Hexx или Attila. Правда упрекать в чем-либо Artch нет никакого желания, музыканты и так прыгнули выше головы, старательности и профессионализма им не занимать, но почему-то все равно грустно. Возможно дело в завышенных ожиданиях после начальной Another Return To Church Hill, которая в комплекте с интро намекала на серьезную концептуальную работу и эпический мегаальбом, на деле же концепция оказалась очень простой – взять ото всех и побольше. К сожалению … Впрочем, те, кто не перетрудился на ниве американского пауэра могут не обращать на меня никакого внимания и приступить к поискам данного альбома. Он того стоит.