Вторая часть рассказа, от уважаемого мной человека. Прошу заметить, что morkeleb вообще не металлист, а в жизни реально солидный дядька, давно проживающий в Северной Америке, недавно я с ним познакомился в реале!
История винилового диска получила свое продолжение ровно через 30 лет.
Мне 47 лет. Перефразируя Гафта, я повидал и многое и многих. Но подобное видел впервые, и глубоко сомневаюсь, что увижу еще. Я не представляю, каким должно быть следующее зрелище, чтобы не показаться убогим по сравнению с этим. Роб Хелфорд, Ронни Джеймс Дио и Тонни Айоми за один вечер. Да что там говорить, если лидеры американского металла Motorhead показались не более чем разогревочной группой.
На сцене Molson Amphiteatre на самом берегу Онтарио четыре группы в более чем 6-часовом марафоне: Testament, Motorhead, Heaven and Hell (фактически обновленный Black Sabbath, где Оззи заменили на Дио!) и Judas Priest с самым настоящим Робом Хелфордом (правда странно было его воспринимать лысым и с бородой).
Маленькая такая деталь, чтобы подчеркнуть улетность атмосферы. Первый раз в Северной Америке я увидел подобный демарш, что на фотке. В Европе это, вроде как, нормально, но в пуританской Америке за public nudity могут и арестовать. Во время исполнения Electric Eye девица вошла в раж нешуточно:
Пару слов о самом зале. Это где-то уникальное сооружение на самом берегу Онтарио. Открытый зал с приподнятой крышей. Три стены и крыша спроектированы так, что акустика не уступает таковой в зале, но можно курить. Четвертой стены нет – амфитеатр уходит в сторону озера, защищая от прямого ветра, но обеспечивая естественную вентиляцию вечерним бризом. Эдакая колоритная смесь запасов: озерная свежесть, табак и марихуана. За время канадской бытности это стало для меня стандартным запахом рок-концертов.
О Testament писать особо нечего. На их концерт я бы не пошел. Такой себе стандартный хеви металл, неплохо, качественно, но драйва не получилось. Да и какой мог быть драйв, когда это все начиналось при полупустом зале. Народ потихоньку подтягивался со своим пивом, пиццами и хот-догами. Мы тоже подошли с опозданием минут на двадцать.
Выглядели они примерно так:
На мне и дочке были футболки Judas Priest 'Nostrdamus', которые мы получили по почте как часть нашего VIP package. Замечу, что на концерт ходил с дочкой. Это моя такая маленькая гордость: воспитал настоящую металлистку со всеми приличествующими знаниями, атрибутикой и драйвом.
По футболкам можно было понять структуру зрительского зала. Больше всего футболок было с надписью Black Sabbath (я так понял, это типа как то же, что и Heaven and Hell). Затем … Mototrhead. Я и сам удивился, но Motorhead тут очень популярен, потом по убывающей: Judas Priest и не участвующие в этом марафоне Iron Maiden, Megadeth, Metallica, Woodstock (это рок-фестивальное место). В основном народ за тридцать, но встречалась и молодежь. Металлическая атрибутика представлена не особо, в основном у девушек. У дочки было по ремешку с шипами на запястьях.
После Тestament минут 20 готовили сцену под Motorhead. Зал уже набился битком. Во время концерта никто не сидел. Как встали все с первых аккордов Моторхеда, так уже и не сели. Разве что в перерывах. Я не фан этой группы, но свой час с небольшим они отыграли неплохо. Если бы не следующие две группы, то даже бы запомнилось. Но Дио и Хэлфлрд просто затмили все, что происходило до их появления.
Motorhead:
Сцену для Heaven and Hell готовили долго. Мы даже успели отстоять невероятную очередь за пивом. Когда вернулись, были поражены декорациями. Адская атрибутика, крылатые монстры на зловещего вида деревьях. В общем смотрите фотки.
Мои:
Не мои, но с этого же шоу:
http://picasaweb.google.com/paidpcs07/HH080908/photo?authkey=ZH9yUV3Givc#5232733261767209458
http://picasaweb.google.com/paidpcs07/810/photo?authkey=l8UNV9Hcs2w#5233420113958545394
Я несколько растерялся, увидев, какого маленького роста Ронни Джеймс Дио. На фотках это как то не бросалось в глаза, живьем я его еще не видел, а по своему вокалу он представлялся мужиком весьма внушительным. А тут такой худощавый коротышка.
За весь концерт монстры единственный раз выстрелили паром и сверкнули глазами (фото). Заслуживает уважение то, что они использовали эту фишку один единственный раз, а не пытались из нее выжимать все на протяжении концерта, как это сделали бы группы рангом ниже. Был один момент, который я запечатлеть не смог: Дио слегка наклонился на самом краю сцены, в него в упор зажегся очень красный прожектор. Вероятно, его лицо и грудь были покрытым каким-то свето-отражающим составом, поскольку в это время он стал зловеще красным, как Hell-Boy из известного фильма. Не то что впечатлило - шокировало.
Музыку описывать не буду. Поскольку это невозможно. Ронни Джеймс Дио был великолепен. Передвигался по сцене как комок ртути, разнообразно, но все больше по-кошачьи. В меру поддергивал толпу, часто размахивал хеви-металлской распальцовкой, создателем которой он считается. Невозможно было поверить, что этому человеку уже 66 лет (!)
Гитарное соло Айоми достойно, хотя в целом Тони держался в своем углу довольно сдержанно, полностью уступив сцену Дио. Ударная соло-композиция Винни Аппинса была хороша, но мне показалась послабее моторхедовской. Тут надо отметить, что до этого моторхедовский Микки Ди выдал лучшее ударное соло из всех, что я слышал раньше. Даже пристовский Скотт Травис его не перестучал.
Публика долго их не отпускала. Спели на бис. Впечатление сильнейшее, но недоговоренность таки была. Дело в том, что на таких концертах публика с восторгом встречает знакомые темы, подпевает, как бы взаимодействуя с музыкантами. В этом концерте явных хитов не было. Они не исполнили ни одной из хитовых тем ни из Black Sabbath, ни из сольных проектов Ронни Джеймс Дио или Айоми. Только свои оригинальные, а они в силу молодости проекта еще неизвестны. То есть не было момента ожидания любимой темы, на чем, собственно и был построен весь концерт Джудас Пристов.
При выступлении первых трех групп несколько напрягала теснота сцены – только узкая полоска. Как оказалась, основное пространство в глубину было занято декорациями Judas Priest и скрыто черной кулисой. Приготовление сцены для джудасов заняло минут двадцать. То есть никто ничего не готовил – просто убрали декорации Haven & Hell. Поэтому когда свет погас. Не все сразу поняли, что начинается действо. В кромешной тьме (снаружи уже полностью стемнело) пошло вступление Нотрстдамуса. Это надо послушать.
С нарастанием звука начало медленно нарастать освещение, открывая громадное лицо Нотрсдамуса с пустыми глазницами.
Кстати на их официальном сайте очень хорошие фоты этого тура – на сцене именно так все и происходило:
http://www.judaspriest.com/photo/2008USTour.ASP свои фотки выкладываю только потому, что это таки сфоткано мною.
Роб Хэлфлорд появился довольно эффектно на возвышенности сцены. Медленно поднялся каким-то лифтом из люка (фотка не получилась из за сильного сверкания его золотистого плаща) . Полторы первых темы из Нострдамуса в сильно усеченном виде он спел практически неподвижно.
Потом лицо Нострдамуса сменилось джудасовским лого и пошли хиты. Баллад как таковых не было (с натяжкой балладой можно назвать Judas Rising)
Под каждый хит сменялось изображение с очень узнаваемым лого соответсвующего альбома.
Вообще всю программу они уложили в темы из:
British Steel
Screaming For Vengeance
Defenders Of The Faith
Painkiller
Из Angel Of Retribution была только одна тема Judas Rising
Запутаться в этом было трудно, поскольку звучали только сверх-известные хиты. Я на них слегка обиделся за то, что они не исполнили мою любимую тему A Touch Of Evil . Я даже поорал во всю дурь, требуя именно этой песни, но не помогло. Охрип только. Они явно ставили на забойность, а A Touch Of Evil забойной не является.
Кульминационный момент (пение с публикой) был с Breaking The Law
Завершили с You've Got Another Thing Comin'
После концерта и я, и дочка сошлись во мнении, что по энергетической насыщенности и драйву концерт джудасов был в далеком отрыве от всего, что мы видели до этого. Но если брать именно исполнительскую составляющую, то Ронни Джеймс Дио был выше Роба Хелфорда. Да и в целом Heaven and Hell отыграли качественнее. Чище звук, техничнее инструменталка, виртуознее вокал, пронзительнее голос, артистичнее, подвижнее. Роб Хелфорд явно доминировал над другими членами своей группы, в то время как Heaven and Hell смотрелись монолитной командой (да и кто тут доминантнее, Дио или Айоми, когда оба они монстры первой звездной величины). Хелфорд накидал понтов больше чем остальные участники марафона вместе взятые, вел себя несколько вальяжно, демонстрируя свое величие. А Ронни Джеймс Дио просто выложился на сцене, отдав всего себя залу. И зал это воспринял.
Иными словами, во время концерта джудасы воспринимались гораздо мощнее и эмоциональнее. Но по трезвому анализу на следующий день, я отдаю первенство Heaven and Hell. Отработали честнее, души вложили больше, техника выше.
Ну а в целом… Есть в английском такое выражение 'One in a lifetime’. Точнее не скажешь…
(с) morkeleb 16.08.08.