ссылка:
http://restart.org.ru/review.php?id=1477А вот ещё говорят, что всё большое видится на расстоянии. И чем больше это большое, тем больше расстояние. Послушных детей этому учат ещё в школе, когда водят в Пушкинский смотреть импрессионистов. Непослушные прогуливают с ложкою в подъезде и быстро самоаннигилируются – не об них сказ.
С высоты прошедших лет группа Brainticket безоговорочно введена в анналы краут-рока как прочая среди равных, то есть попутчики, вовремя влившиеся в струю и средь психоделической немчуры выделяющиеся разве что интернациональностью состава. Как раз пресловутое расстояние-то мешает осознанию того, что психоделический поток не хлынул из неведомого ниоткуда – Brainticket сами эту самую струю и испускали, наряду с товарищами по кислокапустному цеху.
И всё же международная банда бельгийца со скороговорным именем Йоэл Вандрогенбрук, флейтиста (!) по призванию, выбилась в лидеры краут-движения. Их сногсшибательный дебют “Cottonwoodhill” стал ярчайшей вспышкой на психоделическом небосклоне, спалившей немало неподготовленных мозгов и ослепившей немало невооружённых глаз. Изначально Cottonwoodhill звали саму группу, а “Brainticket” – наоборот, пластинку, но отчего-то произошла неожиданная мена, после которой всё непоправимо встало на свои окончательные места. Хвастливая сопроводиловка от издателя рекомендовала не слушать альбом более раза в сутки, дабы не поломать головной мозг. «А будете злоупотреблять, так и друзья вас узнавать перестанут» – лукаво грозил пальчиком лейбл Hallelujah. Разумеется, не обошлось без обычной издательской бравады – ведь сбывать пластинки подозрительных дебютантов тоже надо – но своё зёрнышко правды имелось и в ней. Пробивная мощь альбома, его раскованный экспериментальный ток и могучий эротический заряд неслыханной разрушительной силы приводят в трепет и поныне – сколько бы поколений радикалов ни сменилось с той далёкой поры.
Пару раз повторив, но так и не превзойдя головокружительный успех “Cottonwoodhill”, Brainticket пустились в тихое затухание, неминуемое свойство любого крупного пожара. Кислотная волна секс-бунтарства и марксизма пошла на спад, хипповские коммуны пошли разваливаться одна за другой, нечёсаные борцы с системой разбредались по своим уголкам Европы кто куда. Некоторые даже обуржуазились, презрев заветы своих гуру о нестяжательстве. Вандрогенбрук тоже не отставал – устраивал собственную жизнь, вил гнездо, выплачивал по пресловутой закладной, выращивал петунии в саду, путешествовал, медитировал и занимался духовным ростом. В свободное время – непыльно ваял сольники испытательной электроники, не забывая выкроить местечко для излюбленной флейты.
Время от времени даже пытался возродить Brainticket, зазнобу времён молодости – такие не забываются. Воссоединения с завербованным по всей Европе персоналом выходили одно другого слабее, но Вандрогенбрук никак не унимался – ставил опыты с техно и джазом, экспериментировал со звучанием, пробовал разные примочки, всячески молодился.
Наконец, на самом склоне лет созрел для лебединой песни. Уже бодрым стариком и седовласым патриархом кинул клич, созвал психоделических вояк из Die Krupps, UK Subs и многочисленных ответвлений Hawkwind (любой из них моложе автора на пару десятков лет) и засел за дело своей жизни. И что вы думаете? Пафосно наречённым “Past, Present & Future” Йоэл умудрился переплюнуть себя молодого. Пластинка такой силы от престарелых рокеров столь же нежданна, как вторая брачная ночь спустя 50 лет после свадьбы.
У заслуженного пенсионера Вандрогенбрука времени было навалом. Он и работал в своё удовольствие, без авралов, кавалеристских наскоков и штурмовщины. Итог – классический альбом золотой психоделической эры, невзирая на опоздание в несколько десятилетий. Пластинка с самого начала захлёстывает в водоворот событий: гитарка расслабленно брякает спейс-рочок, возбуждённые дамы энергично читают футуристическую галиматью, пиликает фирменная флейта, мирно качает космический блюзец и разухабисто пляшет неземная ковбойщина, зажигаются лампочки электронных декораций и тренькают акустические подкладки, занимаются протяжные, долготлеющие соло. Всё в лучших традициях экспериментального хиппи-рока, но Brainticket в особенности. Вандрогенбрук полностью в своей тарелке – и потому не стесняется быть серьёзным и шутливым одновременно, разом валяя дурака и толкая пророческие речуги о будущем.
“Past, Present & Future” – отменная прибавка в коллекцию ценителя, но ещё и хороший повод почесать языком о фантастическом творческом долголетии психоделистов первого созыва. Те из них, кто выжили в лизергиновых битвах с реальностью, что не пошли на поводу у масс-культуры и не растратили себя на бытовые пустяки – до сих пор в строю. Другую, враждебную себе эпоху, они не просто пережили – но и пережевали, перевалили и усвоили.
На секундочку, Вандрогенбруку сейчас 76 – лишь немногим меньше, чем тому же Кобзону, чья мумия, покрытая косметикой самых весёленьких расцветочек и жизнерадостно-бутафорскими волосиками, продолжает орденоносной камбалой со слезами на глазах разевать рот под парадные фонограммы краснознамённых лет. А похабный, но тщательно загримированный под молодца-огурца полутруп Мика Джаггера, по большим праздникам продолжающий кривляться на сцене и совершать недвусмысленные телодвижения тазом – так и вовсе моложе.
Подумайте об этом, когда будете уступать место в трамвае какому-нибудь дедку. Вы ведь хорошо воспитаны и ходили на импрессионистов? Ещё бы, ведь предпочти вы ложку и подъезд, вы бы это сейчас не читали.