Exciter - Long Live The Loud (1985) Канада, середина 80-х. Уэйн Гретцки в составе Эдмонтон Ойлерс переписывает один за другим рекорды североамериканского хоккея, на подходе феномен Марио Лемье, а Эрик Линдрос собирает овации и авансы в юношеских возрастах, и только упертые металлюги из Онтарио под названием Exciter продолжают верить в светлое будущее хэви-метала. И фаны отвечают им взаимностью, все десять человек, что постоянно приходят на выступления группы, ибо им никак не достать билеты на матчи Ойлерс, Канадиенс и Мэйпл Лифс. И в самом деле, кому нужен этот дурацкий метал, если есть Кубок Стэнли и злые русские, которых обязательно надо обыгрывать на Кэнэда Кап?
Long Live The Loud стал третьим релизом коллектива из Оттавы и ознаменовал собой переход к чуть более техничному варианту скоростного хэви, где сырые риффы Heavy Metal Maniac и Violent & Force стали постепенно забываться как давний ночной кошмар, а музыка местами зазвучала настолько ярко, что стала выглядеть укором британским командам, так и не сумевшим воплотить новизну и напор гитарных атак NWOBHM во внятный и четкий спид-метал, ну а в дальнейшем и в трэш. Состав группы остался прежним, а вот на капитанском мостике произошли перемены, во главе микшерного пульта оказался почти что моторхэдовский продюсер Гай Бидмид (вот я попал, выругался англичанин, ознакомившись с первыми пластинками Exciter, а говорили, это чуть ли не канадская Металлика… и по-английски ни бум-бум наверняка, франкофоны чертовы…), так что усиление Лэмми-составляющей в ритм-секции столичного трио никого не должно удивлять, плагиатом это называть не будем, скорее практицизм со зрелостью прорывается, хотя конечно по отношению к Exciter это звучит как-то не того, неправдоподобно что ли (парни, хорош хренью страдать, Гай сурово взглянул на иксайтеровцев. У вас же под боком Металлика и Эйнтракс, ну так и дайте плотные и отточенные гитары. Ага, ухмыльнулись патлатые канадцы).
Все самое лучшее ставится в начало, этого правила придерживаются многие середняки и после блэксэббатовского интро команда влепила несколько отличных боевиков, речь о титульной Long Live The Loud и ее брате-близнеце I Am The Beast. Плотности опять нет, зато есть невиданная легкость и штатовский спид-металлический размах, однообразно-унылые гитары наконец-то сложились в красивый стремительный ритм, подпираемый какими никакими, но шредерскими трюками и венчающейся шершаво-надрывным фальцетом с мощными хорами. В следующей Victims Of Sacrifice группа делает реверанс в сторону американского хэви-пауэра, быстро, мощно, а вкупе с фрагментарным средним темпом музыка приобретает черты хоррор-дарк метала, напоминая калифорнийских любителей загробного Tyrant, звучание опять грязноватое, словно гитары с проржавевшими струнами, а истошный вокал сливается с музыкой. Голос Билера как отчаянный крик о помощи, он доносится то ли из живодерни, то ли из каких-то темных подвалов, но здесь даже соляки, и те не в состоянии пробиться сквозь пар бойлерных и постоянно застревают в вентиляционных ходах. Переполненные мусорные баки вдоль покосившихся стен андеграудного рок-клуба с нацарапанными на них непристойностями, сомнительные личности около редких фонарей, тусклый свет которых скорее пугает нежели успокаивает, выбитые стекла и ржавеющий остов старого бьюика, застывший около брошенного полицейского участка - патрульных машин здесь не видели со времен великой депрессии и сухих законов, какая уж тут техника и мелодии, выжить бы. Возможно, группе не хватает мастеровитой соло-гитары, возможно некоторые композиции немного затянуты, наверняка (а не возможно) команда перебарщивает с эксплуатацией основного скоростного риффа, сведение, оно также оставляет вопросы, группа слишком многое всего делает неправильно, но каким-то образом, известным только самим музыкантам, она делает это так здорово, что особого смысла в насаждении культуры и ее привитии здесь попросту нет (хотя те, кто оценивает хэви по хэллоуиновским мелодиям, дружно осудят Exciter и сочтут их недостойными). В концовке группа идет ва-банк, два подряд среднетемповых номера (Born To Die и Wake Up Screaming), традиционной метал AC/DC-стайл с бельгийскими ускорениями Crossfire и 10-минутное посвящение Томми Йомми, переходящее в перегруженный по-американски Iron Maiden, решение трудное, но необходимое, ведь канадцы на протяжении всего альбома стараются заматереть и вырваться за пределы упертой спид-металлической команды, а иначе и в самом деле можно навсегда увязнуть в трущобах.
Бидмид взглядом провожал самолет, только что вылетевший из Хитроу и взявший курс на Монреаль со спидовым трио на борту, трясущимися руками он попытался закурить, но пальцы его плохо слушались. Ну ведь неплохо получилось, неплохо, пытался сам себя успокоить Гай, первые треки это по настоящему cool, да чего там, really great... Но стоит ли оно того, с тоской подумал Бидмид, боже, они такие корявые... Стоит ли?… Вот бы заполучить Van Halen или Motley Crue, с мечтательной улыбкой затянулся продюсер и, не заметив, стряхнул пепел на свой кашемировый пиджак, Голливуд, деньги, слава… Везет же этим Тэмплману с Уэрманом... Но их мне все равно не доверят… Стоит, решительно тряхнув кудрями, ответил сам себе Гай. Ну ничего, на Unveiling The Wicked вы у меня будете пахать, со злорадством подумал англичанин и побежал ловить лондонское такси…
- Exciter - I am the beast.wmv | +