Почему я очкую заводить авто в минус 30 с копейками... Две ключевые таблицы...

Проворачиваемость (определяется на имитаторе холодного пуска CCS) – критерий низкотемпературной текучести. Представляет собой максимальную допустимую динамическую вязкость моторного масла при запуске холодного двигателя, которая обеспечивает проворачиваемость коленчатого вала со скоростью, необходимой для успешного запуска двигателя.
Это не означает, что при минусе соответствующем Вашему маслу коленвал будет вообще не провернуть, просто его будет не разогнать до нужной скорости для уверенного пуска... но если у Вас всё норм с зажиганием и топливоподачей, то для пуска хватит и вялотекущего оборота или даже половинки...Прокачиваемость (определяется на миниротационном визкозиметре MRV) – определяется на 5°С ниже для гарантии того, что масляный насос не будет засасывать воздух. Выражается значением динамической вязкости при температуре конкретного класса. Не должна превышать величину в размере 60 000 мПа*с, обеспечивающей прокачивание по масляной системе.
А вот это вот уже серьёзно!.. При температуре ниже прокачиваемости очень велик шанс, что первый отрезок времени мотор будет работать на сухую, т.е. масло просто не поступит к трущимся поверхностям, т.к. масляному насосу его будет не пропихнуть через фильтр и дальше по каналам... Отрезок времени до поступления первого масла к подшипникам и вкладышам весьма вариативен... Если это 10 - 30 сек ещё ладно можно и простить раз в год, хотя уже плохо, но если это минуты, то об этом лучше даже и не думать...Понятно, что лучше бы на зиму залить 5W или даже 0W, но ведь -30 у нас по статистике стоит до недели в году, а для моторов с пробегом (как у меня например) излишнее снижение вязкости тоже чревато... Поэтому лучше уж видимо выбирать наименьшее из двух зол...

Резюмируя, смотрим на марку масла, к примеру 10W-40, от первого числа вычитаем 40°С (легко запоминается число) и получаем минимальную температуру, при которой надо начинать очковать или бросить авто до оттепели...
10W-40 - 40 = -30°С 