\m/ 80's metal \m/
http://80metal.com/

Минимизируем потери. Глава 3. © spiralarch
http://80metal.com/viewtopic.php?f=209&t=1720
Page 1 of 2

Author:  Scatterbrain [ 03 Oct 2008 ]
Post subject:  Минимизируем потери. Глава 3. © spiralarch

В очередной раз благодарим Олега (spiralarch) :true:
spiralarch wrote:
Ранее мы уже рассмотрели процедуру получения музыкальных файлов в беспотерьном качестве и последующей их записи на CD-R при помощи EAC. Но, тем не менее, порой возникает необходимость принести качество в жертву компактности и сжать музыку в MP3 (или в любой другой формат с потерями качества): либо для выкладывания в сети, либо для прослушивания в плейере (а кто-то вообще не признает других форматов и всю свою коллекцию держит только в MP3). Сделать это очень просто, но давайте сделаем это правильно и с минимальными потерями.

Несмотря на то, что уже неоднократно поднималась тема качества при кодировании в MP3 (если слово "качество" здесь вообще применимо :pardon: ), тем не менее, все еще есть люди, считающие высокий битрейт панацеей от всех бед. И плодятся в сети монструозные релизы с размером, как у полновесных 320 kbps, и с частотными характеристиками, как у 128… Попробуем разобраться с вопросами "что я делаю неправильно" и "как с этим бороться".

Прежде всего, нам необходимо получить отдельные трэки в формате WAV. Если мы собираемся грабить музыку с диска, то вставляем его в привод, запускаем EAC и заходим в меню Action - Copy Selected Tracks - Uncompressed (или жмем F5):

Image

Если никакие конкретные трэки не были выбраны, то EAC копирует все трэки с этого диска. Соответственно, если нужны только определенные вещи с альбома, то надо сначала выбрать их. Процесс копирования будет выглядеть следующим образом:

Image

По его завершении мы получим необходимые нам WAV файлы.

Если мы собираемся делать MP3 не с диска, а из имеющегося у нас образа в одном из lossless форматов, то необходимо, прежде всего, разжать этот файл обратно в WAV (используем для этого соответствующий энкодер). Затем надо убедиться, что имя этого файла полностью соответствует названию файла, прописанному в CUE. Можете назвать свой WAV как угодно - главное потом внести соответствующие изменения в CUE (это подробно было рассмотрено в главе, посвященной записи). Теперь нам надо порезать наш образ на отдельные трэки. Для этого снова используем EAC - заходим в меню Tools - Split WAV By CUE Sheet - With Gaps:

Image

EAC предлагает сначала выбрать WAV, который мы будем резать, затем CUE, в соответствии с которым WAV будет делиться на отдельные трэки, после чего мы получим тот же самый результат, что и при рипании диска: отдельные трэки в формате WAV.

Тут я, пожалуй, скажу одну вещь, за которую рискую быть закиданным всевозможными овощами :smile: . Совершенно все равно, чем вы будете грабить ваш диск, если вашей целью является создание MP3. Да, EAC - лучший аудиограббер, позволяющий получить абсолютно точную копию оригинала. Но о какой точности может идти речь при сжатии в MP3? Файл, сжатый в формат с потерями, в любом случае не будет иметь ничего общего с оригиналом - отличия будут не только в качестве, но даже в продолжительности вещей (файл в MP3 всегда на несколько кадров длинней оригинала), что будет отлично слышно при воспроизведении смикшированных друг с другом вещей, которые в оригинале идут без паузы. Если вы уже используете EAC - отлично. Но если нет, а ваш диск и так читается без проблем, то нет нужды лишь ради MP3 заморачиваться с освоением EAC, используйте любой привычный для вас граббер, но грабьте именно в WAV (особенно если вы понятия не имеете какой энкодер использует ваша программа и никогда этим не интересовались).

При кодировании в лосслесс выбор энкодера "рояля" не играет - можно использовать любой из них, качество не пострадает. В случае с кодированием в MP3 именно выбор кодера (а также используемых при кодировании настроек-"ключей") имеет решающее значение. Большинство поборников качества музыки признают лучшим из существующих МР3 энкодеров Lame версии 3.93. Единственным неудобством в его использовании является то, что это консольная программа, запускаемая из командной строки, т.е. он не имеет GUI (графического пользовательского интерфейса). Здесь нам на помощь придет RazorLame - программа, которая как раз и является этим самым GUI (или, как еще его называют, Frontend) для Lame. Предлагаю вам скачать эту программу по приведенной ниже ссылке. Просто распакуйте архив в папку со своими программами. В комплекте сразу прилагается энкодер Lame 3.93, для которого прописаны все необходимые "ключи", чтобы получить максимально возможное качество. Вот как выглядит окно RazorLame:

Image

В самом низу окна отображаются текущие настройки энкодера - Current LAME Options (так называемые "ключи"): -b 320 -m s -h -q 0 -k. При таких настройках мы получим файлы с битрейтом 320 kbps, в формате стерео и с максимально возможным качеством. Если захотите что-либо поменять (хотя я бы не советовал этого делать :smile: ), то используйте кнопку с надписью "LAME".

Итак, мы готовы сжать наши WAV трэки в MP3. Жмем на кнопку "Add" и выбираем наши WAV-ы (либо просто мышкой перетаскиваем их из проводника в окно этой программы). Теперь осталось только нажать кнопку "Encode" и дождаться завершения процесса:

Image

Все готово. В качестве MP3, полученных таким способом, можно быть абсолютно уверенным - это максимум, которого можно добиться от этого формата.

Если вы хотите все же проверить качество полученных MP3 файлов, то их можно не только оценить на слух, но также посмотреть, как выглядит их спектр. Это можно сделать в любом звуковом редакторе (я использую Cool Edit, который теперь называется Adobe Audition). Вот пример спектрального вида MP3 в битрейте 320 kbps, который я сделал собственноручно по описанному выше способу:

Image

Как можно заметить, амплитуда частот не имеет явно выраженного среза и, хотя немного прорежена в верхней части, тем не менее достигает верхней отметки в 22000 Hz.

А вот пример MP3 тоже в битрейте 320, который был скачан с одного из доков NNM, и про который было написано, что это собственноручный рип с диска:

Image

Разница налицо: частоты имеют четкий срез на отметке в 16000 Hz. Срез частот на этой отметке примерно соответствует битрейту 128-192 kbps, но файл при этом имеет размер как 320. Т.е. очевидно, что для получения файла с таким качеством, можно было бы обойтись гораздо меньшим битрейтом - и заливать было бы вдвое меньше, и качать. Причем, это вовсе не означает, что автор пытался кого-то обмануть, перекодировал из меньшего битрейта в высокий и т.п. - все дело просто в использовании неправильного кодера и настроек.

Разумеется, здесь многое зависит от качества, с которым записан сам диск. Попадаются старые записи с очень сильно заваленными частотами, восстановить которые не сможет ни один энкодер. Но если мы имеем дело с записями эпохи "цифры", то такая картинка, как на последнем скриншоте с очевидностью говорит о браке при кодировании. Очень надеюсь на то, что впредь никто из нас не будет сталкиваться с проблемами подобного рода, а проблема самому сделать качественные MP3 - вообще перестанет быть таковой :dance: .

    -----------

Download:

Exact Audio Copy:
EAC v0.95 beta 4
сайт разработчика

RazorLame:
RazorLame 1.1.5
сайт разработчика

Cool Edit:
Cool Edit Pro 2.0
сайт разработчика

Screenshots:
все картинки


FLAC Encoder:
FLAC 1.1.4
сайт разработчика

APE Encoder:
Monkey's Audio 4.01 beta 2
сайт разработчика

WavPack Encoder:
WavPack 4.41
WavPack Frontend 2.0
сайт разработчика

Author:  EG Power [ 04 Oct 2008 ]
Post subject: 

Замечу вот что. в lame на выскоих битрейтах дейтвительно почти весь спектр заполнен. И это достигается особенностями этого кодера, его психоакустической моделью. Однако, чудес не бывает, и наличие этих частот не означает, что они там реальные. Они как раз приблиэительные. А в старых кодеках, типа Фраунгоффера, на 16 всегда будет спад, верхних частот почти не будет. Но возможно, что они будут звучать менее искусственно, хотя и не факт)

Но все же соглашусь - лучше пользоваться lame. Все же на душе как-то спокойнее, если спектруха полноценная.

Author:  McKagan [ 04 Oct 2008 ]
Post subject: 

EG Power wrote:
И это достигается особенностями этого кодера, его психоакустической моделью. Однако, чудес не бывает, и наличие этих частот не означает, что они там реальные. Они как раз приблиэительные. А в старых кодеках, типа Фраунгоффера, на 16 всегда будет спад, верхних частот почти не будет. Но возможно, что они будут звучать менее искусственно, хотя и не факт)

читал где-то (по-моему в последние дни жизни второго форума Металпати), что используя спец. ключи можно зажать альбом в 128 битрейт, при этом срез будет на 21 кГц :crazy:

Author:  Glot [ 04 Oct 2008 ]
Post subject: 

Набрался сил и прочитал, я думаю, что можно кодировать программой Easy CD-DA extractor, без перевода лося в Wav файлы, а использовать для конвектации только Cue.

Author:  Scatterbrain [ 04 Oct 2008 ]
Post subject: 

Glot wrote:
я думаю, что можно кодировать программой Easy CD-DA extractor, без перевода лося в Wav файлы, а использовать для конвектации только Cue.

Делаю точно также :oops:

Author:  spiralarch [ 05 Oct 2008 ]
Post subject: 

Glot wrote:
можно кодировать программой Easy CD-DA extractor

можно. тут не в проге дело, не она ведь кодит. просто убедись, что в ней используется правильный кодер с правильными ключами :roll:

Author:  Glot [ 05 Oct 2008 ]
Post subject: 

Ну там всё отлично, и с кодером нет никаких проблемм, ведь скорую помощь в мп3 обсуждали и тестили, нареканий небыло!

Author:  -said- [ 05 Oct 2008 ]
Post subject: 

по поводу ключей Lame (-b 320 -m s -h -q 0 -k)
в usage к кодеру написано следуйщее:

-h same as -q2

так что смысла в этом ключе нет никакого, если следом идёт отменяющий его -q0
Я ещё ставлю ключики --noreplaygain --noath
Реплейгейн - это собсно понятно, а ath - когда то выяснял, сейчас точно не помню, тоже что то вроде встроенной нормализации кодера.

Author:  alegri [ 05 Oct 2008 ]
Post subject: 

А чем --preset insane плох? Максимально возможное качество.

Author:  spiralarch [ 05 Oct 2008 ]
Post subject: 

-said- wrote:
-h same as -q2

не совсем это то же самое. тут такой нюанс есть: -q0 - это максимальное качество, а -h - это приоритет качества над скоростью кодирования (-f, например, наоборот - приоритет скорости) :umnik:

Author:  Scatterbrain [ 05 Oct 2008 ]
Post subject: 

А шо такое as? :shok:

Author:  -said- [ 05 Oct 2008 ]
Post subject: 

Scatterbrain wrote:
А шо такое as? :shok:


same as - дословно "такой же как". А вообще as предлог кажется, насколько я ещё англицку грамматику помню.

Author:  Glot [ 05 Oct 2008 ]
Post subject: 

Scatterbrain wrote:
А шо такое as? :shok:

Я такого слова незнаю, может там одну букву не дописали? :oops:

Author:  alegri [ 06 Oct 2008 ]
Post subject: 

Glot Ass You Wish! :)

Author:  Glot [ 06 Oct 2008 ]
Post subject: 

alegri wrote:
Glot Ass You Wish! :)

:crazy:

Author:  McKagan [ 01 Nov 2008 ]
Post subject: 

Scatterbrain wrote:
Так же пока скопирую сюда сырой материал (чтоб не потерять), попоже картинки вставлю.

картинки так и не вставил.... :crazy:

Author:  Scatterbrain [ 01 Nov 2008 ]
Post subject: 

Некогда :oops:
Мало того, только щас заметил, что в первом посте ник Олега исковеркал :crazy: :dash:

Author:  McKagan [ 05 Nov 2008 ]
Post subject: 

spiralarch, подскажи плиз, самые лучшие ключи для того, чтобы кодировать в 256 битрейт

Author:  spiralarch [ 05 Nov 2008 ]
Post subject: 

McKagan wrote:
самые лучшие ключи для того, чтобы кодировать в 256 битрейт

подозреваю, что это должно выглядеть так: -b 256 -m s -h -q 0 -k (может быть кто-то поправит)

Author:  McKagan [ 07 Nov 2008 ]
Post subject: 

-b 320 -m s -h -q 0 -k

чет совсем у меня не получается рипнуть с такими настройками ни в EAC ни в audiograbber :scratch:

Image

Page 1 of 2 All times are UTC + 2 hours
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
http://www.phpbb.com/