\m/ 80's metal \m/
http://80metal.com/

"Учимся грабить CD" © spiralarch
http://80metal.com/viewtopic.php?f=209&t=1145
Page 5 of 15

Author:  Scatterbrain [ 22 Jul 2008 ]
Post subject:  "Учимся грабить CD" © spiralarch

"Учимся грабить CD" © spiralarch
spiralarch wrote:
Image

По просьбе нашего уважаемого админа дублирую на форуме более свежую редакцию своих старых мануалов.

Предисловие. Данная инструкция была написана несколько лет тому назад и основана на старой версии EAC (0.95 beta 4). Много воды утекло с тех пор, и много новых версий EAC увидело свет. Сейчас все свои релизы я делаю при помощи EAC 1.0 beta 1 (и советую поставить именно эту версию программы, т.к. в более поздних появилось слишком много совершенно, на мой взгляд, ненужного). Однако же я до сих пор использую и старую добрую 95-ю (в основном для рипов с сомнительных носителей, информацией о которых я бы не хотел засорять базу AccurateRip). Необходимо помнить одно: если вы справитесь с настройкой этой старой версии, то потом вы без проблем сможете настроить и новую (просто установите ее в другую папку). В случае каких-либо значительных отличий в настройках старой и новой версий, я буду стараться добавлять *вот такие комментарии*.

Итак, начнем. Что же нужно для того, чтобы сделать качественный рип в lossless? Прежде всего, необходимо установить Exact Audio Copy (EAC) - лучший аудиограббер, который при правильных настройках позволяет сделать АБСОЛЮТНО точную копию оригинала. При этом не важно, какая у вас модель привода и насколько исходный диск "проблемный" и трудночитаемый (оговорюсь, что чудес, конечно, не бывает, и если ваш привод или диск совсем "убиты", то тут даже EAC не поможет - но он сделает максимум возможного). Подробнее о программе и работе с ней можно почитать здесь: Введение в EAC. В этой инструкции мы разберем основные моменты, необходимые для наших целей.

Скачиваем программу по приведенной ниже ссылке и просто распаковываем в папку с программами (я выложил свою версию EAC: 0.95 beta 4; есть уже более новая версия 0.99, но пока еще в стадии prebeta, и не все торопятся бросать ради нее стабильную старую). Вставляем в привод любой нормальный аудио диск (лучше фирменный) и запускаем экзешник EAC.exe. Программа сразу же пытается соединиться с базой freedb и получить информацию о диске. Если соединение не удается (как в моем случае), то мы видим следующую картину:

Image

Жмем ОК, и перед нами появляется основное окно программы вот такого вида:

Image

*При установке новой версии EAC вставлять в привод диск на данном этапе не нужно! Просто запустите программу и отмените (закройте) окошко помощника (setup wizard)*.

Заходим в меню EAC - EAC Options (или жмем F9):

Image

Первая закладка - Extraction. Выставляем все так, как на картинке:

Image

Пункт "No use of null samples for CRC calculations" никак не влияет на качество рипа - можете включить эту опцию, если есть желание. Но я бы советовал отключить - это правильнее при подсчете контрольной суммы. Также можете поставить любое время для отдыха привода при рипании проблемных дисков. У меня поставлено: через каждый час давать отдых 15 минут. Если с диском проблем нет, то эта опция не пригодится.

Переходим на закладку General:

Image

Тут ничего особо комментировать не буду. Поставите лишнюю галку - ничего страшного.

Закладка Tools:

Image

Поставить галку в пункте "Automatically write status report after extraction" - особенно важно!

Закладка Normalize:

Image

Ничего не трогаем, оставляем, как есть.

Закладка Filename:

Image

Выбираем формат имени файлов. У меня стоит: %A - %N - %T (т.е. Исполнитель - Номер трэка - Название трэка).

Закладка Catalog:

Image

Оставляем, как есть.

Закладка Directories:

Image

Можете выбрать какую-то постоянную папку, в которую будете рипать, либо EAC будет вам предлагать выбрать папку каждый раз (как стоит у меня).

Закладка Write:

Image

Предпочел ничего здесь не ставить.

Закладка Interface:

Image

Лучше выбрать "Installed external ASPI interface". Только сначала убедитесь, что в папке с EAC-ом есть файл WNASPI32.DLL (иначе эта опция окажется недоступна).

*В новых операционных системах (начиная с WinXP), это не имеет значения. У меня EAC прекрасно работает с интерфейсом, предлагаемым по умолчанию - Native Win32 interface for XP/Vista/Win 7*.

Жмем ОК и возвращаемся к основному окну. В окошке в левом верхнем углу отображается ваша модель привода. Запишите себе сразу куда-нибудь эти данные (в моем случае: NEC DVD_RW ND-3500AG), это скоро понадобится.

*Если вы устанавливаете новую версию EAC (начиная с 99-й), то сейчас самое время вставить в привод диск. Это должен быть обязательно фирменный диск, причем желательно довольно распространенный (вставите диск Металлики - не ошибётесь :). Программа попытается соединиться с базой AccurateRip, и появится вот такое окошко:

Image

Если диск в базе нашелся, то вам предложат уже готовые значения офсетов (смещений) для вашего привода. Соглашайтесь (жмите кнопку "Configure"). Соответственно, настройку офсетов привода вы затем сможете пропустить (можете лишь взглянуть из любопытства)*.


Теперь заходим в меню EAC - Drive Options (F10):

Image

Выскакивает предупреждающее окошко:

Image

Нажимаем ОК (и можем снять галку, чтобы EAC больше его не показывал).

Закладка Extraction Method:

Image

Очень важно поставить все именно так, как на картинке! Даже если ваш привод не кэширует данные - это общепринятый стандарт для всех серьезных ресурсов, специализирующихся на lossless музыке.

Закладка Drive:

Image

Необходимо определить команду чтения для вашего привода. Для этого жмем на кнопку с надписью "Autodetect read command now" - в окошке появится значение.

Закладка Offset/Speed:

Image

Остановимся на этом чуть подробнее. Каждая модель привода считывает (и записывает) данные со смещением на какое-то количество сэмплов, которое необходимо учесть, если мы стремимся получить 100% точную копию оригинала. Значения этих смещений можно определить самому, но дело это очень муторное. Поэтому обратимся к онлайн базе, где собрана информация по различным приводам, для которых смещения уже были определены. Заходим сюда: DAE Drive Features Database. В окошке Manufacturer выбираем производителя вашего привода и нажимаем кнопку Search. В табличке с результатами поиска находим свою модель привода и смотрим значения в столбцах Sample Offset и Write Offset. Так, например, для моего привода (NEC DVD_RW ND-3500AG) эти значения составляют "+48" и "+18" соответственно. Записываем, чтобы не забыть. Можно обратиться еще к этому ресурсу: AccurateRip, но там даны только смещения при чтении (для того, чтобы просто сделать рип, этого вполне достаточно). Возвращаемся к нашим настройкам и ставим все так, как показано на моем скриншоте, за исключением окошка "Read sample offset correction value": здесь пишем то значение, которое мы только что нашли в базе (в столбце Sample Offset).

Следующая закладка - Gap Detection:

Image

Ставим пока что все, как у меня. Корректность выбранного метода определения зазоров мы проверим чуть погодя.

Закладка Writer:

Image

Тут тоже все ставим, как показано. Только в окошке "Write samples offset" пишем теперь уже значение смещения вашего привода при записи (которое было в онлайн базе в столбце Write Offset). Если вам не удалось найти это смещение в базе, тогда придется вычислять его самим (я постараюсь затронуть этот вопрос в главе, посвященной записи; если вы не собираетесь ничего записывать, можете смело оставить в окошке 0). Жмем ОК и возвращаемся к основному окну.

Если вам не удалось соединиться с базой freedb и получить информацию о диске (как в моем случае), или если вашего диска в базе нет, то пропишите сами названия альбома, исполнителя и трэков - это правило хорошего тона (меня, например, очень раздражают рипы вида Unknown Artist - Unknown Title - Track 01 :).

Получится вот такая картина:

Image

Теперь давайте удостоверимся, что мы правильно выбрали метод определения зазоров между трэками. Заходим в меню Action - Detect Gaps (F4):

Image

Видим следующее:

Image

После чего в колонке Gap, где до этого стояли надписи "Unknown", появляются числовые значения. Что же это такое, спросите вы? Собственно говоря, зазоры - это паузы между трэками. Наверное замечали: когда диск проигрывается в плейере, то после окончания одного трэка и перед началом следующего высвечивается отрицательное время. Это и есть зазор. Если трэки смикшированы друг с другом без паузы, то зазор будет равен нулю. Но в большинстве случаев он составляет несколько секунд. Эта информация нужна опять же для того, если мы стремимся получить копию, полностью идентичную оригиналу. Итак, значения зазоров появились - запишите или запомните эти цифры. А потом еще пару раз извлеките/вставьте диск и опять сделайте определение зазоров. Если цифры при каждой попытке получаются одинаковые, значит метод определения выбран правильно. Если же значения получаются различные или при попытке определить зазоры все "зависает", то можно попробовать поставить в настройках другой метод (B или С), но эксперименты с моими приводами показали, что метод A - самый корректный.

Теперь наш EAC настроен по всем правилам (настройки больше менять не придется, надо было помучиться всего один раз :)), и мы готовы сделать качественный рип. Вставляем в привод диск, который будем грабить, и заходим в меню Action - Copy Image & Create CUE Sheet - Uncompressed (или Alt+F7):

Image

EAC предлагает нам выбрать папку, в которую мы хотим сохранить наш рип, потом начинает определение зазоров, а затем появляется вот такое окно, в котором отображается весь процесс:

Image

Если EAC сталкивается с трудночитаемым местом на диске (например, на диске есть царапины), то в красном поле с надписью "Error correction" начинают высвечиваться квадратики - это он перечитывает проблемное место, чтобы добиться корректного результата (и может перечитывать одно и то же место до 80 раз). В моем примере, все закончилось хорошо:

Image

Ошибок не было:

Image

Жмем ОК оба раза. В результате мы получили в той папке, в которую рипали диск, три файла с расширениями *.wav, *.cue и *.log:
WAV - это вся аудио информация с нашего диска.
CUE - это текстовый файл, в котором хранится вся информация о разбиении диска на трэки, о зазорах между ними, а также названия исполнителя, альбома и трэков.
LOG - это тоже текстовый файл, но в отличие от файла cue, он не нужен для последующей записи диска - это просто информация о том, правильно ли был сделан рип, так сказать, подтверждение качества.

Теперь мы можем записать полученный рип на болванку и получить абсолютно точную копию оригинального диска. Но если мы хотим поделиться результатом наших трудов с другими, то естественно, что перекачивать по сети файлы такого размера, как несжатый wav - не слишком рационально. Тут-то нам на помощь и придут lossless кодеры, благодаря которым мы сможем получить файл размером раза в полтора меньше, но без потери качества - т.е. потом из сжатого файла можно восстановить точно такой же wav. Самыми распространенными lossless форматами являются вот эти три: ape, flac и wavpack. Можно пользоваться любым из них. Лично я предпочитаю flac (по ряду объективных причин), поэтому я расскажу, как работать с ним. При желании, разобраться с другими - не проблема.

Здесь я должен оговориться: в EAC-е есть возможность "прицеплять" к процессу рипания диска любой нужный кодер и сжимать полученный wav сразу в нужный формат. Но я умышленно не рассматривал эти настройки. Я предпочитаю всегда грабить диск именно в wav, а потом уже сжимать его в зависимости от задачи: либо в mp3 (при помощи RazorLame), либо во flac (при помощи FLAC Frontend).

Итак, скачиваем по приведенной ниже ссылке программку FLAC Frontend, устанавливаем ее и запускаем:

Image

Тут все предельно просто. Жмем на кнопку "Add Files" и выбираем наш полученный wav (либо просто мышкой перетаскиваем его из проводника в окно этой программы). Ставим все галки, как показано у меня, а в окошке "Output directory" выбираем путь к папке, куда будем сохранять flac (по умолчанию - в ту же папку, где лежит wav). Жмем кнопку "Encode" - процесс пошел:

Image

Image

Как нам и предлагают в конце - жмем любую клавишу. Все готово. Если исходный wav больше не нужен, можно его удалять. Осталось теперь только сделать архив для заливки. Для этого помещаем в одну папку файлы *.flac, *.cue и *.log, добавляем сканы обложек (если они есть) и кликаем правой кнопкой мыши на нашей папке в проводнике - "Добавить в архив…". Обязательно ставим метод сжатия "Без сжатия" (flac все равно больше не сожмется, а времени на запаковку и последующую распаковку уйдет в разы больше) и галку на "Добавить информацию для восстановления". Если будем заливать на обменник с ограничением по объему файлов, то пишем также на части какого размера надо разбить наш архив.

Вот, собственно, и вся премудрость. Надеюсь, что кому-нибудь эта моя писанина поможет. Если возникнут вопросы - задавайте, всегда готов ответить :).

Quote:

Author:  Terrion [ 06 Mar 2009 ]
Post subject: 

CRUSADER wrote:
Почему же тогда никто не очкует по поводу того, что какие-то биты могут потеряться при сжатии в лосслесс или при перекачке через интернет? Или почему никто не боится, что на его винте может оказаться битый кластер или болванка, на которую он перепишет свою "правильную" копию, будет с косяком.

Более того, этот косяк никак может не отражаться на ухе и при воспроизведении никто ничего не услышит. И обладатель такой "копии" будет трубить на каждом углу, что у него все ништяк. Я и говорю, что это паранойя в чистом виде.

Кроме этого, не забывайте, что и исходники бывают всякие. Я не раз держал в руках "битые" фирменные диски. Самым обидным был KREATOR 1995 на родном издании (лейбл GUN).

Я уж не говорю про многие последние переиздания, на которых явно слышится зажеванная пленка. Какая , на ***, точная копия? О чем вы? Самые известные примеры - ASSASSIN 1986, ONSLAUGHT 1986, HOLY TERROR 1988.


Вы не подумайте только, что я ярый сторонник правильных рипов :) Совсем нет. Благо, прекрасно знаю откуда у конечной записи на фирменном диске ноги растут и через сколько этапов приходится ей пройти до финального релиза. Сам встречал не раз косячные фирмовые диски и, кстати, подробно писал уже где-то на этом форуме о несовершенстве всего этого процесса. И понятное дело, что рип, выкладываемый в инет может обрасти косяками, хотя это и несложно выявляется - при распаковке архивы и лоси выдают ошибку, если CRC не совпадает. Так что суть Еака сводится всего-навсего к минимизации этих косяков. Вот об этом я пытался сказать.

Quote:
Извините меня, конечно, но слушать свою копию вы будете на иной аппаратуре? Мы ведем речь о копии. Если на исходнике имеются глюки, то и на копии они должны быть. Никто не спорит. Речь о том, что на качестве воспроизведения это никак не должно отражаться. Вот если копия будет отличаться от оригинала и это будет очевидно, тогда имеет смысл пересмотреть свое отношение.

Так о том и речь, что косяк может быть обнаружен слишком поздно из-за большого объёма качаемых лосей, и до релизера уже бывает не достучаться :) Поэтому опять же надо чем-то минимизировать подобные случаи.

Quote:
Я лично сделал, наверное, больше десятка тысяч копий CD и DVD. Всевозможных. Кривых, царапанных, обосранных, заляпанных и т.д. Ни разу мне не пришлось усомниться в том, что я делаю все правильно. Ко мне не было ни одной претензии, хотя обменом я занимался очень плотно. Все проблемы, которые были выявлены, имелись и на исходнике.

Ну я ж не говорю, что физически косячные рипы на каждом шагу попадаются, хотя у меня у самого коллекция немаленькая :) Но, как видите, бывали и такие случаи. Исключать этого нельзя.

Quote:
Это все - от сытости. Слишком все стало просто. Мы уже хватаем все, без разбору. Надо нам или нет, мы уже даже не знаем. У другого есть, значит и мне надо. Объелись, не спорю.

Эх, к сожалению не могу не согласиться... Где то время, когда радовались запиленным кассетам и зслушивали альбомы до дыр и знали их наизусть? Время видимо такое настало, когда хочется всё попробовать, а физически не успеваешь разрываться.

Quote:
Интересно, а те же самые диски, скопированные той же Нерой, имели эти же проблемы или нет?

Symphorce с Олегом мы как только не пробовали рипать. Получилось без косяка только если снимать звук напрямую со звуковухи во время проигрывания альбома, хотя на запись примешивались другие щелчки во время скачков напряжения сети. Еле сделали. По остальным случаям не скажу, ибо не было возможности проверить. Тут уже пофиг, Еак или что-то другое, лишь бы снять запись без косяка. Помог бы Неро - было бы здорово :)

Quote:
"Серьезность" или "несерьезность" того или иного явления опирается исключительно на мифы. Это определение никак не может быть объективным в полной мере, поскольку не существует непредвзятого и точного мерила. Один и тот же человек может для одних казаться серьезным, а для других - совершенно несерьезным. Например, тот же Савелий Крамаров. Спросите любого человека на улице - был ли он серьезным человеком?

Я не знаю, что за ресурс "ММТ", но если кто-то хочет, то может передать им привет от меня со ссылкой на эту тему.

Речь о Metal Madness - самом наверное крупном в инете ресурсе по метальным лосям - почти 9000 релизов, сделанных по правилам и лежащих в открытом доступе.

Я понимаю, что их правила - это не эталон и не идеал для кого-то, но согласитесь, смысл в них есть. Если кому-то нужен релиз, снятый с минимальными косяками, люди пойдут туда и скачают. Опять же рипать Еаком, исходя из минимальных потерь, резонно, если этого не напрягает релизера. Вот поэтому ресурс существует и развивается - желающие стремятся к лучшему.

Quote:
я не спорю, если руки совсем кривые, то испортить можно все, что угодно. Я утверждаю, что у меня нет претензий к качеству копий, которые делает Неро, равно как и к аудиограбберу, которым я до сих пор делаю mp3. Мы же не знаем, что за люди риповали тот или иной диск. Чем они пользовались, на каких скоростях делали? Рубились ли они в FEAR в тот момент, когда их резак лез вон из кожи. Мы ничего этого не знаем и нам никто ничего никогда не скажет.

Верно?

Согласен :) В качестве вывода из этой дискуссии скажу пожалуй, что лишь бы конечный рип был без косяков. Если кто хочет минимизировать потери и заморачиваться с настройкой Еака, пусть заморачивается. Мне к примеру несложно его себе настроить. А если нет, то и ладно - дарёному коню ведь в зубы не смотрят, так ведь? Тем более заставлять или уламывать кого-то заниматься такой настройкой - дурной тон. Есть такой рип, сделанный Нерой - и замечательно. Лось как-никак, не мп3. Так что всё равно спасибо за возможность поделиться этими редкостями!

Author:  Terrion [ 06 Mar 2009 ]
Post subject: 

spiralarch
Согласен, случай нетипичный, и наши приводы не умели читать в Lead-out. Но почему при проигрывании всё считалось? Меня этот вопрос до сих пор мучает.

Author:  Terrion [ 06 Mar 2009 ]
Post subject: 

Privateer wrote:
Сдаётся мне что наличие лога не даёт 100% гарантии отсутствия на рипе косяков.

Один русский товарищ на waffles.fm был лично замечен в подделке лога к релизу, который был во всём инете в единственном косячном варианте - рипнутый с ошибками в логе. В его случае проблемные места в логе были аккуратно подправлены, но даты рипа оставлены прежние :) Что только люди не сделают ради рейтинга...

Author:  spiralarch [ 06 Mar 2009 ]
Post subject: 

Privateer wrote:
Сдаётся мне что наличие лога не даёт 100% гарантии отсутствия на рипе косяков.

не дает, Толь. лог можно и подделать :crazy:
если же мы говорим о "честном" логе, и если лог говорит о том, что рип был сделан с правильными настройками и без ошибок - это может служить гарантией. гарантией того, что рип в точности соответствует содержимому диска. но не того, что там отсутствуют косяки: если они были на оригинале - будут и на копии ;)

Author:  spiralarch [ 06 Mar 2009 ]
Post subject: 

Privateer wrote:
к примеру на рипе первого альбома Death In Action были обнаружены мышинные клики...

а ничего, что это рип с винила? :crazy:

я что имею в виду: человек рипнул винил (неизвестно как и чем), потом обработал, записал на болванку и сграбил еаком. лог в данном случае говорит только о том, что рип точно соответствует тому, что записано на болванке :pardon:

Author:  Privateer [ 06 Mar 2009 ]
Post subject: 

spiralarch wrote:
а ничего, что это рип с винила


Так в том-то и дело, что кликов на виниле быть не может! Или я просто слишком строг к EAC? :fingal:

Author:  spiralarch [ 06 Mar 2009 ]
Post subject: 

Privateer wrote:
кликов на виниле быть не может!

Толя, ты себе представляешь процесс оцифровывания винила? это ведь не копирование цифры. многое зависит от того, какое оборудование и софт были задействованы. на линейный вход запросто могут попасть посторонние звуки. например, описанные тобой мышиные клики, или щелчки от перепадов напряжения, от включившегося холодильника и т.п. ну и при чем здесь ЕАК?

Author:  Privateer [ 06 Mar 2009 ]
Post subject: 

spiralarch

Согласен, не совсем корректный пример..., плюс ко всему нет сведений о том как всё делалось...

В общем, чтобы не поднимать бурю в стакане постараюсь найти более конкретные примеры. :umnik: :pardon:

Author:  nomercy2all [ 07 Mar 2009 ]
Post subject: 

А как порезать лося на трэки при наличии куя? Что бы не руками, а программой какой-нибудь? :oops:

Author:  spiralarch [ 07 Mar 2009 ]
Post subject: 

nomercy2all
посмотри вот здесь: http://80s.takemetal.com/viewtopic.php?p=19774#19774
Андрюха, правда, так и не собрался это дело дооформить. если вкратце, то все очень просто: разжимаешь лося в вав; убеждаешься в соответствии названия файла, которое прописано в куе, с названием твоего вава; режешь вав по кую на трэки с помощью ЕАК.

з.ы. аватарка хорошая. тоже такую носил когда-то ;)

Author:  nomercy2all [ 07 Mar 2009 ]
Post subject: 

spiralarch, спасибо, на заметку возьму, тока я немного не это имел ввиду :oops: У меня есть, например, флак - Tourniquet - Stop The Bleeding, целый альбум одним файлом, а его хочу слушать во флаке, но по трэкам, вот, собственно, и интересуюсь, как его на трэки разрезать во флаке.

Author:  McKagan [ 07 Mar 2009 ]
Post subject: 

можно слушать в программе AIMP2, она "умная" и сама определит треки исходя из .cue.

Author:  nomercy2all [ 07 Mar 2009 ]
Post subject: 

McKagan, ну я пользовал АИМП какое-то время, а теперь перешел на фубар и как-то не с руки двумя разными проигрывателями пользоваться :pardon:

Author:  spiralarch [ 07 Mar 2009 ]
Post subject: 

так фубар ведь тоже понимает разбивку по куе. скармливаешь ему куй и слушаешь как отдельные трэки - и резать ничего не надо.

Author:  nomercy2all [ 07 Mar 2009 ]
Post subject: 

spiralarch wrote:
скармливаешь ему куй

А шо это значит? :oops: Я когда открываю куй в фубаре он говорит - "Unable to open item for playback (Object not found)"

Все, разобрался :true: Спасибо за подсказки :thanx:

Author:  McKagan [ 07 Mar 2009 ]
Post subject: 

Олег, а у меня не получается в фубаре :(
там мож плагины какие ставить надо?

Author:  spiralarch [ 07 Mar 2009 ]
Post subject: 

McKagan
да вроде бы не надо, Артем... я просто с фубаром только понаслышке знаком, не юзаю его. Андрей Terrion про фубар может много чего рассказать - надо его дернуть :oops:

Author:  nomercy2all [ 07 Mar 2009 ]
Post subject: 

McKagan, угу, для ape нужен вот этот плагин - http://www.foobar2000.org/files/687312c65ff6c3339b796c7b627df7ec/foo_input_monkey.zip, флак и так читается.
А что бы он по трэкам разбил, нужно на файле альбома (который целый) правой кнопкой щелкнуть и выбрать "Utils - Edit Cuesheet" и там загрузить куй к этому альбому. У меня все получилось, только что загрузил штук 10 лосей.

Хотя с Турникетом, который я в качестве примера приводил возникли проблемы - он по трэкам разбил, но названия не прописал :pardon: Пришлось воспользоваться авто заполнением тэгов. Это потому что куй неправильный какой-то или еще чего?

p.s. spiralarch, Турникет ты выкладывал, за что отдельное спасибо :thanx:

Author:  McKagan [ 07 Mar 2009 ]
Post subject: 

ок, спасиб, попробую :roll:

Author:  spiralarch [ 07 Mar 2009 ]
Post subject: 

nomercy2all wrote:
spiralarch, Турникет ты выкладывал, за что отдельное спасибо :thanx:

на здоровье (спасибо за него gnoppi с ММТ :thanx: ). если нравится Турникет, попробуй Echo Hollow послушать - недавно на хэдбэнгерзах выкладывал. меня очень прет :true:

Page 5 of 15 All times are UTC + 2 hours
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
http://www.phpbb.com/