Metallica отыграла назад
// Воспроизведя в Санкт-Петербурге свое раннее звучание
Ровно год спустя после триумфального концерта в "Лужниках" американский квартет Metallica вернулся в Россию. На этот раз для сбора "семьи Metallica" был выбран санкт-петербургский зал СКК. Тщетным поискам в сет-листе новых песен посвятил вечер БОРИС Ъ-БАРАБАНОВ.
"Death Magnetic" — так называется девятый студийный альбом Metallica, выход которого назначен на сентябрь. Для его продвижения музыканты создали специальный сайт "Mission: Metallica", однако новых песен в нынешнем туре они принципиально не исполняют. Причина: все, что звучит на концертах, немедленно появляется во всемирной паутине. Metallica даже несколько старомодна в своей борьбе с интернетом. Победа, одержанная группой в начале десятилетия над файлообменным сервисом Napster, обернулась пшиком. Теперь, в 2008-м, рок-группы сами выкладывают песни и целые альбомы для бесплатного скачивания. А Metallica все еще пытается держать все под контролем, и не дай бог хоть одна новая нота просочится на широкий простор сети. Впрочем, им есть что беречь. "Death Magnetic", возможно, самый ожидаемый диск этого года. Это первый альбом, который Metallica записала после провального "St. Anger", первый с новым бас-гитаристом Робертом Трухильо и первый спродюсированный не многолетним компаньоном группы Бобом Роком, а студийным гуру Риком Рубином.
Впрочем, программа прозрачно намекала на то, каким будет звук нового альбома. Если суммировать все сведения, которые так или иначе просачивались в прессу, "Death Magnetic" будет сориентирован на саунд ранней Metallica, на 1980-е. Сет-лист основной части выступления группы в СКК состоял из классики 1980-х годов, исключение составили только номера "The Unforgiven", "Nothing Else Matters", "Sad But True" и "Enter Sandman" из самого популярного альбома Metallica — "Черного альбома" 1991 года. Бис музыканты начали с кавер-версии песни группы The Misfits "Last Caress", а затем сыграли две вещи из альбома "Kill `Em All" (1983) — "Motorbreath" и "Seek And Destroy". Если год назад Metallica позволила себе в "Лужниках" спеть целых три вещи, написанные после 1991 года, то в Санкт-Петербурге группа просто выдала свой "Ветхий Завет". Все, что нужно знать о тяжелом роке, было в этих 18 песнях.
"Между нами языковой барьер, но, я уверен, мы все говорим на языке Metallica", "Санкт-Петербург, добро пожаловать в семью Metallica", "Кто из вас на Metallica в первый раз?", "А кто во второй?", "А в третий?", "Москва, вы здесь?" — короткими фразами фронтмен Джеймс Хетфилд давал понять, что прекрасно ориентируется в местных реалиях. Конечно же, он помнит выступление Metallica перед 300-тысячной толпой в Тушине в 1991 году. Конечно, он понимает, что в зале много фанов из Москвы. Конечно, ему не наплевать, где сейчас группа и кто конкретно ее слушает.
Звук в СКК был хуже, чем в "Лужниках", но атмосфера гораздо приятнее, и музыканты, похоже, чувствовали это. Человеку, который наблюдал бессмысленные маневры ОМОНа на московском концерте Metallica годичной давности, трудно понять, как 20-тысячная арена СКК может удержать порядок лишь силами профессиональных концертных секьюрити. Ангелов с крылышками корреспондент "Ъ" не заметил, но и пьяного краснорожего быдла тоже. Как ни смешно, но труднее всего удержаться на ногах было девушкам, по всей видимости, не слишком закаленным концертами монстров рока.
Концерт Metallica в СКК был, возможно, самым мирным "металлическим" мероприятием, которое доводилось видеть корреспонденту "Ъ" в России. При этом на сцене не просто играли музыку. Там рубили лес, там добывали руду, там варили сталь. Огромный экран транслировал эпические ракурсы музыкантов, и по их крупным планам было ясно, что они не сфальшивили ни разу не только в партиях, но и внутри себя. Это мясо в динамиках — это и есть их предназначение, и они, потные с первой песни, обеспечивают им весь мир с лихвой. В особенности, конечно, вызывает восхищение датчанин Ларс Ульрих, человек, который на протяжении двух с лишним часов составляет единый механизм с барабанной установкой. Неясно, как он не сходит с ума от всех этих смен ритма, от стремительных ускорений и сложных синкоп, как находит силы выбегать на авансцену, строить гримасы техникам и, что самое невероятное, отыскивать место и для импровизаций.
Газета «Коммерсантъ» № 125/П(3942) от 21.07.2008
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=914411