Я не собираюсь никого защищать в этой статье! Я просто хочу привести несколько фактов, результатов исследований и различных точек зрения.Napster — файлообменная пиринговая сеть, созданная Шоном Фаннингом и действовавшая в период с июня 1999 года по июль 2001 годa, когда он посещал Northeastern University в Бостоне. Названием сервиса стал псевдоним Шона. Napster был первым широко используемым p2p (peer-to-peer) файлообменным сервисом...
Причиной закрытия Napster стало появление демо-версии песни I Disappear группы Metallica за несколько дней до ее официального выхода. Это сильно вывело из себя участников группы, в особенности барабанщика Ларса Ульриха, по чьей инициативе и был составлен иск против компании. После штрафа в $2.43 милиона долларов США, бренд и логотипы были проданы на аукцине банкротов компании Roxio, которая использовала их для преобразования сервиса в платный сервис Napster 2.0. В сентябре 2008 года музыкальный сервис Napster был выкуплен Best Buy за $127 млн...
Май 2000 года. Прослушивание музыки с помощью Napster сказывается на музыкальной торговле.Хотя в целом объем оффлайновых продаж музыкальных записей вырос на 12% в первом квартале 2000 года по сравнению с первым кварталом 1998 года, в музыкальных магазинах в радиусе 5 миль вокруг университетских городков он оказался на 4% меньше. Хотя это и выглядит как первое конкретное доказательство того, что распространение МР3 влияет на оффлайновую музыкальную торговлю, аналитики обращают внимание на тот факт, что и другие новые технологии, такие как устройства, позволяющие копировать CD, также могли повлиять на снижение объемов продаж в магазинах по соседству с университетскими городками.
Июнь 2000 года. Кому мешает Napster?Споры о том, затрагивают ли общедоступные музыкальные Интернет-библиотеки, такие как Napster, Gnutella, iMesh и Scour Exchange, интересы звукозаписывающих компаний и работающих с ними артистов, вызвали практически противоположные толкования результатов исследований. В зависимости от того, являетесь ли вы сторонником свободы в кибер-пространстве или нет, вы либо сделаете вывод, что подобные приложения разрушают звукозаписывающую индустрию, способствуя виртуальному пиратству, либо наоборот, они подпитывают рост музыкальной индустрии и стимулируют продажи оффлайновых CD. Ни один из этих выводов не отражает реальную сложность ситуации.
Исследование, которое по заказу RIAA (Recording Industry Association of America) провела в середине июня The Field Research Company, выявило, что системы обмена музыкой типа Napster наносят "серьезный и непоправимый ущерб" звукозаписывающей индустрии. RIAA затем использовала эти выводы для того, чтобы убедить Федеральный Суд наложить предварительный запрет на деятельность Napster, пока идет судебное разбирательство.
Любопытно то, что результаты исследования не соответствуют вынесенному вердикту: порядка 38% опрошенных ответили, что Napster не оказал абсолютно никакого влияния на количество потребляемой ими музыки, а 22% говорят, что прослушивание музыкальных файлов в свободном доступе отнюдь не утвердило их в мысли не платить за музыку, а скорее помогло им сделать выбор, что именно купить в магазине.
Июль 2000 года. Специалисты по безопасности утверждают: Napster - это опасно.Как считают эксперты по сетевой безопасности, корпоративные сети, которые позволяют использовать у себя Napster для свободного распространения музыки, являются легкой наживой для хакеров. Группа Metallica, другие музыканты и защитники авторских прав уже высказали свой протест против бесплатного онлайнового проигрывателя музыки, известного как Napster. Их также поддерживают эксперты по безопасности и администраторы компьютерных сетей, которые все чаще и чаще выказывают беспокойство по поводу риска, связанного с доступом к онлайновой музыке. "Мы называем это рискованным поведением в Интернете", - говорит Chris Rouland, директор исследований в Internet Security Systems Inc., ведущей фирмы в сфере компьютерной безопасности. Опасность состоит в том, что пользователи открывают свои компьютеры для анономных веб-серферов, которые выбирают музыкальные файлы для загрузки на свои компьютеры. Сетевые администраторы также жалуются на несоответствующее использование корпоративных сетей и забитость трафика из-за скачивания цифровой музыки.
20 июля 2000 года. Пользователи Napster покупают больше музыки. Согласно новому исследованию, проведенному Jupiter Communications, люди, использующие Napster и другие сети обмена MP3-файлами, с большей вероятностью потратят деньги на покупку аудиозаписей, чем те, которые не пользуются такими услугами.
В заключении исследования Jupiter Communications сообщается о противоположном. Это исследование показало, что степень использования Napster является главным показателем увеличения продаж музыки. В исследовании приняло участие более 2200 музыкальных фанатов. Согласно опросу, только в категории пользователей от 18 до 24 лет, которые тратят на музыку меньше 20 долларов в 3 месяца, затраты остались прежними, а в остальных категориях наблюдается увеличение количества затраченных на музыку денег. Таким образом, утверждает Jupiter, музыкальной индустрии следовало бы развивать технологию обмена файлами, а не затевать судебные тяжбы с целью закрыть стоящие за этими технологиями компании.
26 июля 2000 года. Любители музыки найдут способ скачивать музыку из Интернета.Сегодня федеральный суд США вынес решение о временном прекращении деятельности службы Napster, которая давала возможность всем пользователям бесплатно загружать музыкальные файлы из Интернета. Примерно в это же время PC Data Online опубликовала результаты исследования, в котором говорится, что 60% поклонников Napster все равно продолжат загружать бесплатную музыку, даже если ее использование будет запрещено.
Результаты исследования указывают на то, что никакое количество юридических актов полностью не устранит практику обмена музыкой в Интернете.
Звукозаписывающая индустрия не сможет остановить технологию Napster - это подобно попытке сдержать разбушевавшееся чудовище. Эта технология уже обосновалась в Интернете, она разрастается, и предотвратить этот процесс вряд ли возможно. Хотя 57% опрошенных положительно отозвались о защите прав интеллектуальной собственности в индустрии звукозаписи, они полагают, что она все равно не сможет проконтролировать бесплатный обмен музыкой. 11% респондентов не согласились с этим, а 32% не имели определенной позиции по этому вопросу.
"Поезд уже ушел", - говорит Sean Wargo, аналитик PC Data. - "Заинтересованным сторонам следует подумать, как заставить этот сервис работать на всех".
29 мрта 2001 Napster всё ещё работает.В среду адвокат группы Metallica сообщил о том, что группа подала жалобу в окружной суд США в Сан-Франциско на то, что Napster не заблокировал доступ к музыкальным файлам группы, несмотря на предписание суда. Напстер отказался сделать какие-либо значимые шаги к тому, чтобы остановить обмен песнями группы между своими пользователями, сообщает адвокат Metallica Говард Кинг. Звукозаписывающие компании США обвиняют Napster в умышленном игнорировании приказа федерального судьи о блокировании материалов, охраняемых авторскими правами. Они утверждают, что Napster всё ещё способствует нелегальному обмену миллионов музыкальных файлов в Интернете. Крупнейшие звукозаписывающие компании, такие как Vivendi Universal's, Universal Music, Sony Music, Warner Music, EMI Group Plc и Bertelsmann AG's BMG впервые подали в суд на Napster в декабре 1999 года, называя его притоном для пиратов, нарушающих авторские права, и в нанесении многомиллиардного ущерба продажам музыкальных материалов.
24 июля 2001. Metallica и Napster пришли к соглашению.Metallica и компания Napster объявили о урегулировании их юридического спора. Соглашение, к которому они пришли, позволит обеим сторонам работать вместе и оставит Napster удобным проводником между музыкантами и людьми.
"Metallica заняли очень жесткую и принципиальную позицию, в отношении защиты авторских прав и распространения музыки, причём не только своих, но и других артистов тоже. Они привлекли наше внимание к важным проблемам, связанных с правами артистов, которые мы раньше списывали на новизну наших технологий. Мы очень уважаем, то что сделали Metallica и сожалеем о любом вреде, который мог нанести им наш спор." говорит Hank Barry временный руководитель компании Napster.
"Metallica это группа которая продолжает ломать основы и всегда ходит по лезвию. С самого начала своей карьеры, с самого 1981 года, Metallica держались в центре творческих, маркетинговых и технологических событий в мире видео и музыки. Ясно, что долговечность Metallica и лояльность их поклонников были заработаны тем, что группа всегда смотрела только вперёд и никогда не оглядывалась."
"Мы - Napster твёрдо верим, что Napster и интернет сыграют большую роль в том, как люди найдут, послушают, а затем и купят их музыку." добавляет Barry. "Мы понимаем, что и Metallica и все остальные артисты должны иметь право голоса, когда развиваются подобные технологии. Мы очень рады, что теперь можем работать с Metallica и можем создать новую модель нашей программы, в которой будут учтены все проблемы с авторскими правами, за которые так энергично боролись Metallica."
Napster уже разработали и теперь продолжают совершенствовать технологию фильтрования, идентефикацци и блокирования доступа для файлов, к которым артисты и другие право держатели не хотят разрешать доступ. В соответствии с требованиями предъявленным к компании, эта технология должна отвечать всем пунктам запрета, который установил Окружной суд, а так же соблюдать Digital Millennium Copyright Act (Авторские права на цифровые данные тысячелетия).
"Я думаю, мы пошли по правильному пути который одинаково верен для фанатов, артистов и авторов песен." говорит Ларс Ульрих, один из основателей Metallica. "Наши действия не были направлены против распространения музыки, ведь каждый знает - мы бы не стали возражать против наших фанатов, что торгуют записями наших концертов. Проблема с Napster состоит в другом, здесь дело заключается в том, что они не спросили нас и других артистов, хотим ли мы вообще участвовать в их бизнесе. Мы верим, что соглашение к которому в итоге пришли, поможет защитить артистов от компаний подобных Napster. Теперь мы ждём новой модели Napster, которая позволит артистам контролировать распространение своего труда. Хорошо, что теперь Napster на легальном пути."
"Даже когда у нас были серьёзные разногласия с Metallica, мы понимали, что они делают всё это из лучших побуждений, защищая права артистов." говорит Shawn Fanning, создатель Napster.
"Metallica подняли на поверхность множество проблем связанных с авторскими правами и артистами. Они сами хлебнули много грязи в этом процессе, выслушали не мало оскорблений, но всё равно продолжили бороться, потому что были уверенны - то что они делают жизненно важно для сохранения искусства. Несмотря на нелицеприятную судебную тяжбу, позиция Metallica в этом деле не что иное, как отражение их высоких идеалов, за которые они готовы стоять до последнего. А их частные деловые отношения с Napster всегда были добрыми."
Fanning продолжает: "Пришло время закончить суд и обменяться рукопожатиями. Мы ожидаем поддержки и уважения со стороны Metallica, поскольку мы работаем над тем, чтобы превратить Napster в инструмент отзывчивый одновременно и к требованиям артистов и к любителям музыки во всём мире. И мы очень довольны, что эта неприятная глава нашей жизни наконец осталась позади."
Metallica согласились предоставить для распространения свой материал, но лишь тогда, когда новая модель Napster будет готова и сможет обеспечить оплату за использование работ артистам и их издателям.
24 сентября 2002. Napster Was Here: попытка некролога.4 сентября на официальном сайте многострадальной компании Napster появилась надпись «Napster Was Here». Помимо этого, посетители могли ознакомиться с рисунком Ded Kitty - у котенка, долго и верно служившего логотипом Napster, были закрыты глаза. Так зачинщики «цифрового беспредела» прощались со всеми, кто хоть однажды пользовался их сервисом.
Вообще, проект Napster весьма примечателен. Начнем с того, что это довольно редкий пример успешности разработки, в маркетинг которой были вложены сущие копейки. Первая версия Napster была классическим студенческим проектом, подавляющее большинство которых не доживают даже до стадии бета-версии. Но «если бы Napster не было, его следовало бы придумать». Общество так нуждалось в подобном приложении, что Napster стал распространяться, как вирус. При этом особенности Napster таковы, что чем больше у него пользователей, тем выше его эффективность. В какой-то момент коммерческая привлекательность программы стала настолько очевидна, что в нее начали вкладывать деньги, а штат разросся до сорока человек.
И все было бы хорошо, не паразитируй Napster на гигантах звукозаписи. Пока объемы передачи файлов были невелики, те смотрели на деятельность Napster сквозь пальцы. Но легкость и удобство обмена файлами в формате mp3 оказались таковы, что за пару лет в Napster зарегистрировалось несколько десятков миллионов человек, и нервы у медиагигантов сдали. Надо сказать, что, вопреки сложившемуся мнению, в компаниях звукозаписи работают люди, которые обычно не пытаются сражаться с ветряными мельницами. Однако влияние Napster настолько выросло, что игнорировать его, как игнорируются большинство пиратских ftp-сайтов, стало невозможно. Индустрия, прибегнув к помощи своих лучших юристов, начала медленно и верно Napster давить.
Общество, которое в теории согласно, что воровать нехорошо, по большей части было на стороне «пиратов». Даже многие музыканты, чьи финансовые интересы это p2p-приложение ущемляло, высказывались в защиту файлообменной сети. Выбивалась из общего хора, пожалуй, только Metallica, которая свои интересы блюла четко и популизмом не занималась. Попытки Napster договориться с обиженными по-хорошему ни к чему не привели. Договоренности с Metallica, преподносимые в Napster как желание сотрудничать со звукозаписывающей индустрией, особого влияния на ситуацию не оказали. В июне прошлого года деятельность файлообменной сети была заблокирована.
Вдохновленные происходящим клоны Napster появлялись как грибы после дождя. Gnutella (строго говоря, Gnutella, имея известные недостатки, во многом превосходила Napster), FreeNet, Kazaa, AudioGalaxy, Aimster, WinMX… Со временем некоторые из них превзошли Napster по удобству пользования сетью и по широте охвата. Однако очередь дошла и до последователей Napster.
Дольше всех сопротивлялась AudioGalaxy. Тем не менее, пару месяцев назад и она была отключена. Впрочем, AudioGalaxy повезло больше, если считать агонию более предпочтительной, чем немедленная гибель. В начале сентября стало известно, что AudioGalaxy возобновляет работу. Однако в совершенно ином качестве - теперь речь идет о платном музыкальном сервисе Rhapsody, который не подразумевает обмен файлами в формате mp3, да и вообще никакого обмена файлами не подразумевает. За абонентскую плату в 10 долларов в месяц пользователи получают доступ к хранилищу музыкальных файлов, которые могут слушать в потоковом режиме.
И пусть пиринговые сети закрываются одна за другой (через день после решения суда по Napster была окончательно поставлена точка в биографии Madster, ставшей популярной под названием Aimster), все равно возможностей для скачивания нелегального контента из Сети более чем достаточно.
Так или иначе, эпоха бесплатного Интернета подходит к концу. Посмертная ликвидация Napster лишнее тому доказательство. Единственная ошибка звукоиздателей в том, что вместо того, чтобы придумать привлекательную схему распространения электронного контента, они сосредоточились на преследовании компаний, чьи продукты вступают в конфликт с их интересами. Но как только эта схема будет разработана, про массовый бесплатный обмен mp3 (фильмами, книгами и пр.) можно будет забыть. Уже сегодня эта деятельность отдает некоторой маргинальностью (IRC, прямо скажем, массовым сервисом не назовешь), а со временем и вовсе уйдет в подполье. Возможно, для наших детей бесплатный доступ к музыкальным файлам будет таким же абсурдом, каким для нас является бесплатная раздача компакт-дисков музыкальным магазином. Дело сделано. Napster мертв. Все устрашены. Осталось только понять, что ликвидация черного рынка отнюдь не решает всех проблем и не означает немедленного появления рынка «белого».
2 декабря 2008. Из интервью Lars’а Ulrich’а интернет-изданию Stereo Warning.Stereo Warning: Сейчас многие люди соглашаются, что вы были правы насчёт компании Napster, но тогда вы пережили времена жёсткой критики. Было ли это PR-ошибкой?
Lars: Нет, это не было ошибкой, но мы должны были лучше подготовиться к этому. Что касается METALLICA, то мы сейчас на подъёме, но мы не знаем, что будет с нами потом. Здорово всем этим заниматься, но это может и ранить нас. Они, конечно, преуспели в том, что настроили против нас наших фэнов. Неправда, что METALLICA когда-либо судилась со своими фэнами, мы никогда не имели судебного разбирательства ни с одним нашим фэном. Мы просто попросили убрать нашу музыку с их сервера, а они сказали, что не могут этого сделать, и что они не в курсе, кто закачал туда этот материал. Мы сказали, что это какой-то абсурд. Мы позвонили в некоторые компании и узнали имена всех. Это было так же просто, как налить молоко в чашку с хлопьями. И мы показали им — вот кто это сделал, а они стали говорить, что Ларс судится со своими фэнами. Они, конечно, там все очень и очень умные. Это так раздражало, что было столько недопонимания, и по сей день, спустя 8 лет, люди помнят, что «METALLICA думает только о деньгах». А дело было не в деньгах, а дело было в контроле. И я не предполагал, во что это всё выльется. Для METALLICA это всего лишь небольшое недоразумение. Но для части людей METALLICA — это те ребята, которые стали известны после истории с Napster.»
Кстати,
METALLICA и NAPSTER и по сей день сосуществуют вместе в мире и согласии
При подготовке статьи, использованы следующие источники:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Napsterhttp://www.rocit.ru/opinions/index.php3?path=napsterhttp://www.metallica.ru/news.php3?id=132http://www.metallica.ru/news.php3?id=177http://offline.computerra.ru/2002/462/20437/http://www.darkside.ru/news/15128/http://free.napster.com/