Короче, Склихасоуский!
Копир-эффект это на ленте называется.
http://www.klyachin.ru/forum/topic.php?forum=3&topic=723&p=1"Подмечено, что на грампластинках существует такой артефакт, как предварительное тихое эхо, предваряющее основной сигнал. Чаще всего его слышно в паузе между песнями.
Каковы же причины возникновения этого эха? Предполагаю, что причин несколько, и эти причины не связаны друг с другом.
1. Первая причина, давшая название самому копир-эффекту, это намагничивание в процессе хранения соседних витков в рулоне магнитной ленты . Чем дольше лента неподвижно лежит в архиве, тем сильнее копир-эффект. Особенно сильно этот эффект заметен на записях, где много тихих мест и молчания. Это радиопередачи речевого жанра, такие как "театр у микрофона", "сказки", развивающие передачи для детей и т.п. Кроме речевых передач копир-эффект часто хорошо заметен на записях для одиноких инструментов, там тоже много звуковых пауз и перемежающихся громких и тихих участков. Например на фортепианных сонатах.
Говорят, что иногда копир-эффект портит даже музыкально насыщенные записи. Так, копир-эффект был слышен на тиражах СД ансамбля АББА в 90-х годах. В более поздних выпусках его убрали.
2. Существует разновидность копир-эффекта, которая возникает непосредственно при производстве грампластинки. Возможно, у неё даже есть своё название, но мне оно не известно.
Почему я считаю, что эта разновидность не связана с магнитной лентой?
Потому что эхо слышно в паузе между песнями ровно за один оборот до начала основного сигнала, независимо от того, начало это пластинки или возле яблока.
Мне видится две возможные причины возникновения копир-эффекта на грампластинке.
1. Во время нарезания дорожки на лаковом диске.
При записи резец движется от начала пластинки к концу. Когда резец начинает нарезать начальный аккорд песни, то с внешней стороны от этого громкого аккорда находится уже нарезанная тихая дорожка, отделённая стенкой. Толщина стенка измеряется микронами. Предполагаю, что резец во время работы не только режет лак, но и в некоторой степени выдавливает стенку между дорожками, тем самым модулируя тихую дорожку.
2. Во время печати пластинок.
Хорошо известно, что в литьевом производстве необходимо жёстко выдерживать технологию на каждом этапе процесса. Для предотвращения дефектов типа "утяжка" отлитая деталь должна остывать равномерно по всему своему объёму. Достигается это остужением детали вместе с массивной матрицей. Насколько я слышал, после прессовки положено выдерживать пластинку в закрытой матрице около 40 секунд. Также не является секретом, что для повышения производительности это время могли сокращать. Предполагаю, что тонкие стенки (а в громких местах они тонкие) при ударном охлаждении могло просто вести, что тоже могло приводить к копир-эффекту.
Вполне вероятно, что на пластинках могли сочетаться все виды копир-эффекта, заметные или незаметные в разной степени."
http://www.shabad.ru/forumaml/showthread.php?t=1712"Обратил внимание на то, что на многих пластинках слышно "эхо" перед началом треков.
Очень похоже на копир-эффект, возникающий на магнитной ленте при ее долгом хранении в катушке: запись с одного слоя "отпечатывается" на другом.
Возможные объяснения этого эффекта на виниле следующие:
1. Эхо на виниле "перед началом" - частое явление, если после канавки с "тишиной" идут сразу громкие звуки с большим коэффициентом модуляции. Явление будет понятно,ели помнить,что резец при создании мастера имеет "перед" собой" однородную массу лака, а "после себя"-канавку ...
При резке матрицы, резец нагревается и разогревается лаковый слой. Происходит деформация соседней канавки, в данном случае немой канавки. Поэтому слегка слышно начало, как эхо, за один оборот.
Система записи стереодорожек 45*45. Так что смещение одной стенки у канавки даст помеху сразу в оба канала с одним уровнем.
2. Винилы (мастер-диск) могли писать с аналоговых студийных магнитных лент, а у магнитных лент копир-эффект от перемагничивания между витками - известное дело.
3. Это не копир-эффект, т.к. встречается и на первопрессах, и тем более не "впечатывание дорожек". Это наводки тракта предварительного чтения сигнала для определения шага нарезки записи на сам тракт записи. Никто с ним никогда не боролся, т.к. никто так задачу не ставил, а глюк очень распостраненный. Избавились от него только когда резцом с компа начали управлять."
http://rt20.mybb2.ru/viewtopic.php?f=8&t=969"На виниле проявляется по 2 причинам - либо копирэффект на исходном магнитном мастере, с которого пишется лаковый диск, либо деформация (сдвиг) резцом стенки уже нарезанной канавки при нарезке канавки следующего оборота. На кассетах и катушках, разумеется, "пропечатывание" через основу на следующий виток.
КСТАТИ есть книга "Магнитная Лента", автор Мазо - почитайте - не пожалеете. Копирэффект проявляется (то есть ИДЁТ процесс копирования) несколько часов после того, как была сделана исходная запись. Поэтому есть простая и весьма странная на первый взгляд методика - при записи ленту не собирают, как обычно, на приёмный узел, а прямо из-под тонвала спускают на пол, в монтажную корзину. Там она лежит несколько часов, потом её сматывают в рулон (на катушку)."
"
Это запись стирающей головкой в результате паразитного проникания сигнала. Часто бывет в кассетных аппаратах невысокого класса.
Слышно на полной громкости в паузе примерно за полсекунды до начала полезного сигнала. Как раз лента 2,5см проходит, а это расстояние между головками в 2головых магнитофонах."