Нет...
Так познаём же:
Quote:
Сдревних времён юкагиры охотились на лося. Добыть его нелегко. Охотники иногда целыми днями гоняли животных вдоль речек, но те убегали, и люди оставались голодными. А если охота была удачной, начинался праздник: ели мясо лося, из шкуры шили одежду, обувь и мешки, лосиными камусами подклеивали лыжи, из костей делали орудия.
Один раз охотники наткнулись на необычный лосиный след. Судя по ним, этот лось всех других лосей распугивал, а почему он так делает, никто отгадать не мог. Охотники гнались за ним, гнались, — не догнали. И беда случилась: ни одного, далее самого тощего, лося добыть не удалось с тех пор. Наступил голод, и люди обратились к большому шаману:
— Помоги, проверь нашу дорогу! Почему охотничья удача отвернулась от нас?
На следующее утро шаман сказал молодому охотнику:
— Возьми лук со стрелами и иди по речке до второй развилки.
Пошёл охотник, куда его шаман отправил, и увидел множество лосиных следов. Трёх лосей повезло добыть, а два убежали. Преследуя их, ещё в одного попал из лука. Когда последнего нагонять стал, удивительное увидел: по обеим сторонам груди у этого лося выступали огромные наросты, похожие на суставы. И ещё больше изумился охотник, когда заметил, что верхом на этом лосе маленький человечек сидит.
Выстрелил в странного лося охотник. Что-то вдруг ярко сверкнуло, лось упал, а человечек переметную суму схватил, на своих коротких ножках побежал и скрылся за поворотом реки. Охотник, сам не зная зачем, за ним погнался. Смотрит, — а следов нигде не видно. Испугавшись, назад повернул.
К необычному лосю подошёл, и чуть вовсе дара речи не лишился: то, что он за суставы принимал, оказались запасными ногами, вместо двух передних целых четыре! Значит, лось то одной, то другой парой передних ног бегал!
Охотник шкуру с лося снял, но ничего с собой не взял и пошёл обратно. Дома рассказал всё, что видел. Выслушал его рассказ шаман и обратился к людям:
— Лось — земное животное и Хозяина* имеет. Маленький человек и есть Хозяин лося. Рассердился он на нас. Мы, добывая лосей, их кости где попало бросали. Поэтому Хозяин перестал добычу давать и всех лосей в округе распугивал. Теперь, добыв лося, череп, кости ног, копыта хоропю чистите и на лабазе* храните. Земля-мать пусть чистой будет. Брошенные кости пусть тут и там не валяются. Если не будем этого соблюдать, Хозяин второй раз нам не простит, навсегда перекочует со своими лосями в другие места.
С того времени юкагиры ничего на землю зря не бросают. Шкуры на шитье используют или на жердях развешивают, а черепа, кости ног, копыта на лабаз кладут и лапником* сверху закрывают.
Источники
Каменная женщина. Сказки и легенды лесных юкагиров — Якутск: Бичик, 2004)